РИА Рейтинг – 17 апр. Просроченная задолженность предприятий в отличие от задолженности физлиц в последнее время демонстрирует тенденцию к снижению. На 1 марта 2014 года доля просроченной задолженности по кредитам корпоративного сектора и индивидуальных предпринимателей перед российским банками составляла 4.23%, против 4.5% в середине прошлого года и 4.6% в начале 2013 года. Обращает на себя внимание тот факт, что в текущих не столь радужных экономических реалиях платежная дисциплина сохраняется на относительно высоком уровне, что, скорее всего, может свидетельствовать о взвешенной политике банков в области рисков и как следствие, об устойчивости качества кредитного портфеля. В то же время усиление давления негативных экономических факторов, наблюдаемое  в настоящее время, может изменить сложившуюся ситуацию в худшую сторону. Особенно чувствительной является валютная часть портфеля.

Из-за значительного ослабления рубля в первые месяцы 2014 года просроченная задолженность по кредитам, выданным в валюте, значительно увеличилась. В абсолютных величинах просрочка выросла за два месяца более чем на 16 млрд руб. до 113 млрд руб. на 1 марта. Доля просроченной задолженности в инвалюте выросла с 2.2% на 1 января 2014 года до 2.4% на 1 марта текущего года. В целом на кредиты в иностранной валюте приходится примерно 20% всех кредитов российских банков корпоративному сектору, таким образом, даже в случае драматического роста просрочки по валютным кредитам, вряд ли суммарная доля просроченной задолженности вырастет более чем на 1-1.5 процентных пункта. 

Несмотря на общий тренд снижения просрочки, в разрезе отдельных отраслей картина довольно пестрая, что обусловлено различным финансовым состоянием организаций из разных секторов. Как следует из результатов рейтинга, составленного экспертами агентства РИА Рейтинг на основе статистики Центробанка РФ, разрыв по доле просрочки между отраслями с максимальным и минимальным показателями достигает 14 раз – от 1.2% в отрасли «Деятельность воздушного транспорта» до 17% в отрасли «Обработка древесины и производство изделий из дерева».

Как и прежде, наилучшее качество обслуживания банковских кредитов демонстрирует подотрасль  «Деятельность воздушного транспорта». У компаний, работающих в данном секторе экономики, просрочено только 1.2% ссуд на 1 марта. При этом по сравнению с ситуацией годом ранее имеет место снижение доли на 0.35 процентного пункта. Улучшать ситуацию с просрочкой удается во многом за счет роста ссудной задолженности качественных заемщиков (+23% за последние 12 месяцев), в результате просроченная задолженность продолжает «растворятся» в заметно увеличивающемся кредитном портфеле. Стоит отметить, что на платежную дисциплину компаний из данной отрасли не влияет даже ослабление рубля, хотя доля валютных кредитов в ней одна из самых высоких (55%).

В целом, лидерами среди отраслей по наименьшей доле непогашенных вовремя кредитов по-прежнему остаются практически одни и те же отрасли: «Добыча полезных ископаемых», «Химическое производство», «Транспорт и связь», «Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых». Лидерство добывающим отраслям и химическим компаниям обеспечивает экспортная валютная выручка, являющаяся залогом хорошего финансового положения. Кроме того, высокая прибыльность бизнеса и открытость западных рынков капитала для добывающих предприятий приводит к тому, что долговая нагрузка перед российскими банками у них находится на относительно невысоком уровне. 

Стоит отметить, что в последнее время намного улучшилась платежная дисциплина отрасли «Производство транспортных средств и оборудования», что в конечном итоге позволило ей занять в текущем рейтинге 2-е место с долей просрочки 1.6%, против 3.2% годом ранее. Во многом столь выдающийся результат у этой машиностроительной отрасли связан с ростом кредитования за последние 12 месяцев на 83%, что является рекордом среди всех отраслей. По объему ссудного портфеля отрасль «Производство транспортных средств и оборудования» уже обогнала такие системообразующие отрасли как металлургия и электроэнергетика. И если в производстве автомобилей (доля просрочки за 12 месяцев сократилась с 9.3% до 6.5%) основную роль играют иностранные концерны, которые открыли свои сборочные предприятия в России, то основу остальных подотраслей транспортного машиностроения (производство железнодорожной техники, летательных средств, судов) по-прежнему составляет российский капитал. 

Наибольшая доля просроченной задолженности, как и ранее, отмечена в отрасли «Деревообработка и производства изделий из дерева» (17%). Здесь просрочен уже каждый шестой полученный от российских банков рубль, и при этом платежная дисциплина в отрасли продолжает ухудшаться. По результатам последних 12 месяцев деревообработка показала третий результат среди отраслей промышленности по приросту доли просрочки – на 1.7 процентного пункта. Негативный тренд наблюдается также в другой связанной с деревообработкой отрасли «Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность» – доля просроченной задолженности в ней увеличилась за 12 месяцев на 4.6 процентного пункта и достигла 12.4% на 1 марта 2014 года. 

Но наиболее проблемная ситуация сейчас наблюдается в отрасли «Производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства», в которой на фоне фронтального падения выпуска продукции, доля просрочки за год выросла более чем вдвое, до 15% на 1 марта 2014 года. Это является следствием того, что кредитование данной отрасли практически остановилось – за год объем выдаваемых кредитов сократился в 1.5 раза, а объем ссудной задолженности уменьшился на 40%. При этом качество заемщиков отрасли в условиях ее слабого финансового состояния невысокое. 

В 2014 году можно ожидать роста уровня просроченной задолженности, что станет результатом снижение темпов роста экономики и ухудшением качества обслуживания валютных кредитов из-за резкой девальвации рубля. Эксперты РИА Рейтинг ожидают, что доля просроченной задолженности по корпоративным ссудам в 2014 году вырастет до 4.6-4.8%.