РИА Рейтинг – 22 апр. За последние 12 месяцев (с 1 апреля 2014 года по 1 апреля 2015 года) в среднем в банковскую систему страны ежемесячно из государственных источников поступало 2.8 триллиона рублей, а в целом за 12 месяцев более 34 триллионов рублей. По сравнению с результатами прошлого года данная величина выросла на 30%. Темпы роста оборота госсредств обогнали прирост активов банковской системы за аналогичные 12 месяцев на 25%, что подтверждает тезис о контр циклическом характере государственных расходов.

В общем объеме госсредств, поступивших в банковскую систему, доля государственных компаний составила 50.6% или 1.4 триллиона рублей в месяц, что в относительных величинах заметно меньше результатов прошлых лет – 59% и 1.3 триллиона рублей 73% в 2013 году и 1.2 триллиона рублей в месяц в 2012 году. Таким образом, за последние три года госкомпании радикально снизили свое влияние на банковскую систему России как источник фондирования, что во многом связано с сокращением инвестиций, снижением цен на нефть (многие нефтегазовые компании являются государственными) и замедлением экономического роста в целом. 

С другой стороны, федеральные органы власти напротив радикально увеличили подпитку банков деньгами. В целом за 12 месяцев российские банки получили более 13 триллионов рублей федеральных средств, что составляет 40% от общего оборота (31% и 13.3% в 2013 и 2012 годах соответственно). Во многом такая ситуация связана с размещением на депозитах банков на аукционной основе средств федеральных органов власти, что стало одним из важных инструментов монетарной политики в последнее время.

Вклад средств региональных органов власти в банковскую систему скромнеее – за 12 месяцев в среднем в банки поступало порядка 260 миллиардов рублей региональных денег в месяц, что примерно соответствует результату двух прошлых лет – 230 миллиардов рублей и 225 миллиарда рублей. Ситуация с региональными средствами хорошо иллюстрирует сложное состояние региональных бюджетов в последние годы.

Экспертами РИА Рейтинг было проведено исследование банков по среднемесячному объему привлеченных государственных средств за последние 12 месяцев. По результатам исследования был подготовлен рэнкинг по крупнейшим банкам – получателям средств от госкомпаний, а также органов федеральной и региональных властей

Методика рейтинга основывается на анализе данных оборотных ведомостей, опубликованных на сайте Центробанка РФ. В качестве показателя, по которому проводилось ранжирование, выступал объем поступивших средств с 1 апреля 2014 года по 1 апреля 2015 года на счета органов государственной, субфедеральной и муниципальной власти, а также госкомпаний (средства кредитных организаций, в том числе Центробанка РФ, не учитывались). Всего было проанализировано 981 кредитных организаций, из которых 584 банка в последние 12 месяцев привлекали государственные средства на свои счета или имели ненулевые остатки на 1 апреля 2015 года (в 2013 году таких было 611). 

Госбанки продолжают выигрывать от роста поступления федеральных средств в банковскую систему

В целом лишь 107 банков в России могут говорить о том, что привлекают средства федеральных и региональных органов власти. Причем значительный процент из этой сотни – это банки с государственным участием. 

Еще одной характерной тенденцией стало то, что абсолютно весь прирост поступлений федеральных госсредств пришелся лишь на 4 банка. Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и ВТБ 24 за последние 12 месяцев увеличили среднемесячное привлечение федеральных средств на 420 миллиардов рублей по сравнению с аналогичным 12 месячным периодом. При этом наиглавнейшим бенефициаром стал Сбербанк, у которого среднемесячный оборот федеральных средств за последние месяцы составил более 416 миллиарда рублей против 210 миллиарда рублей в 2013 году. 

Следующим за этой четверкой лидеров банк по приросту привлечения средств органов власти стал крупнейший иностранный банк в России – ЮниКредит Банк. Отставание от лидеров по приросту у него уже кратное, но все же такая динамика, скорее всего, свидетельствует о большом запасе доверия к данному финансовому институту со стороны российских властей.

В аутсайдерах по динамике оказалась достаточно «пестрая» компания. Это и иностранный Райффайзенбанк и входящий в группу ВТБ Банк Москвы. В целом, рассматривая динамику за последние три года, можно отметить, что банки могут наращивать привлечение госсредств, при этом гораздо реже наблюдается картина сокращения оборотов по счетам органов власти. Таким образом, «данную вершину» тяжело покорить но легко удерживать.

Банки, зависимые от госсредств

Несмотря на гигантские обороты госсредств в крупнейших госбанках для них это в целом является несущественной величиной. Доля средств на счетах органов власти и госкомпаний в Сбербанке на 1 апреля 2015 года составляла лишь 2.8% от объема пассивов крупнейшего банка страны. При этом в целом по банковской системе объем остатков госредств составлял 2.9 триллиона рублей, что соответствует 3.9% от суммарного объема пассивов по банковской системе в целом. Таким образом, доля Сбербанка от государственного пирога оказывается даже меньше, чем его доля в активах в банковской системе в целом.

Среди крупнейших банков страны большую долю госсредств в пассивах Банк Москвы и Связь-Банк – 15% и 22% соответственно. На Банк Москвы исторически много завязано московских госкомпаний, социальных проектов и обслуживание счетов правительства Москвы. 

Наибольшую долю госсредств в пассивах среди всех банков продемонстрировал на 1 апреля 2015 года ОАО "ФОНДСЕРВИСБАНК". У данного банка, находящегося на санации, более 60% всех пассивов – это остатки средств органов власти, при том, что обороты у него не столь высоки (16 место в рэнкинге). Вторым рекордсменом стал ЗАО "МАБ" специализирующийся на работе с алмазодобывающими компаниями, замыкает тройку также санируемый банк ПАО "Балтийский Банк", у которого почти половина пассивов – это госсредства.

Среди лидеров по доле госсредств (14 банков с долей более 20%) больше половины это банки, находящиеся на санации, что и объясняет столь высокое соотношение. В целом в России на 1 апреля 2015 года 23 банка характеризовались значительной долей средств органов власти и госкомпаний в пассивах и относительно большими оборотами госсредств.

Настоящее исследование не является базой для однозначных выводов о надежности и (или) финансовой устойчивости банков. РИА Рейтинг не несет никакой ответственности за последствия любых интерпретаций настоящего исследования и принятых на его основе решений.

Рейтинг банков по объему привлеченных госсредств в pdf-формате >>