РИА Рейтинг – 29 авг. Сергей Яркоев, Начальник управления корпоративного и регионального анализа Рейтингового агентства «РИА Рейтинг»

На фоне жарких дебатов о судьбе мирового рынка калия и подсчета потерь российских, белорусских, немецких или канадских производителей подзабытым остается один немаловажный в экономике аспект – потери продавцов как правило это выгода покупателей. В случае распада картеля Беларуськалия и Уралкалия рассуждения о том, какой ущерб различным государствам нанесло падение цен на рынке калийных удобрений к сожалению идут в отрыве от того, какую выгоду получают сельхозпроизводители многих стран мира. Убытки производителей калия при отказе от подхода «цена превыше объема» приведут к очевидному повышению доходов сельхозпроизводителей, прежде всего крупнейших по численности стран мира и заодно с очень высокой вероятностью к росту производства сельхозпродукции.

В мире, где по данным ООН от недоедания страдает почти 15% населения рост доступности калийных удобрений и повышение урожайности за счет их более интенсивного использования это очень немаловажный момент.

Причем следует признать, что проблемы с доступностью еды испытывают как раз многие крупнейшие потребители российского и белорусского калия, в том числе Бразилия, Индия и Китай. При этом также важно отметить, что и, например, в России потери Уралкалия от перехода на принцип «объем превыше цены» во многом будут скомпенсированы доходами сельхозпроизводителей из-за роста урожайности. Поэтому приравнивать потери производителей калийных удобрений к потерям государства не совсем верно. Для стран с высоким уровнем жизни, фактическим отсутствием бедности и высокой эффективностью технологий в сельском хозяйстве, например для Канады и Германии, потери производителей калийных удобрений однозначно трансформируются в потери экономики. Для России, например, потери прибыли производителей калия не совсем равны потерям экономики и государства. Как уже указывалось выше, плюсы также присутствуют.

С прицелом на будущее

Впрочем, даже оставив в стороне социальные аспекты, цены на продукты питания и проблемы сельхозпроизводителей сложившаяся ситуация не так уж однозначно плоха для производителей калия. Высокие цены на небольших объемах удобрений на фоне растущего спроса и цен на еду привели к росту рентабельности разработки новых месторождений – причем в странах основных потребителях нынешних лидеров калийного рынка. С высокой вероятностью при сохранении status quo уже через несколько лет на рынке появились бы новые игроки с неизбежным ростом предложения и все тем же падением цен. Только контролировать рынок нынешним лидерам было бы уже намного сложнее.

Текущее снижение цен и рост объемов производства калийных удобрений, очевидно, приведут к сворачиванию инвестпроектов по вводу новых месторождений. В результате тот же Уралкалий сохранит свое влияние на рынок, а бессмысленные затраты на рост добычи на новых менее эффективных месторождениях будут скомпенсированы увеличением добычи на месторождениях с изначально меньшими удельными затратами на добычу. В конечном итоге, миру это позволит сэкономить еще немного ресурсов, не все из которых восстанавливаемы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.