РИА Рейтинг – 28 мар. Андрей Манько. На фоне революционных событий, дипломатической конфронтации с Россией и масштабных проблем с бюджетом ситуация в украинском банковском секторе ушла на дальний план. Однако к проблемам одной из самых главных для макроэкономической устойчивости секторов экономики рано или поздно придется вернуться, так как накопленный багаж дисбалансов в украинских банках может проявиться в ближайшее время в виде банковского кризиса. 

При первом взгляде банковский сектор Украины развит достаточно неплохо, что в частности можно проиллюстрировать количественными показателями (число банковских отделений, число выпущенных карт и т.д.) или соотношением суммарного объема активов к ВВП страны. Данный показатель по итогам 2013 года превысил 87%, что является рекордным уровнем для страны СНГ. Для сравнения в России он составил по итогам прошедшего года 84.5%, то есть немного меньше украинского уровня. Безусловно, несколько искажают ситуацию различные методологические подходы при сборе статистических данных и более значительная доля теневого сектора в Украине, но в целом можно признать значительное влияние банковского сектора на экономику Украины. Однако если абстрагироваться от анализа только лишь количественных значений, то на поверхность всплывают значительные проблемы украинских банков, которые, учитывая их размер в сопоставлении с размером экономики, могут оказать очень сильное негативное влияние на все остальные отрасли и уровень жизни людей.

Основной проблемой украинских банков можно назвать качество активов. Банки в Украине действуют не в полностью рыночных условиях, что в целом характерно для постсоветского пространства. Часто промышленные группы, сформировавшиеся вокруг того или иного олигарха, обслуживаются в «своем» банке, соответственно значительное количество корпоративных клиентов для большинства банков в Украине являются нерыночными. Учитывая то, что после кризиса 2008-2009 годов потребительское кредитование так и не смогло восстановиться, украинские банки ориентируются в кредитовании в основном на корпоративный сектор, что закрепляет их кэптивный характер. Это, с одной стороны, улучшает ситуацию с фондированием, но создает проблемы из-за масштабного кредитования связанных сторон. При этом в течение последних двух лет украинские банки работали на грани рентабельности, а до этого на протяжении нескольких лет подряд банковский сектор и вовсе был убыточным. Таким образом, слабый финансовый результат не позволяет банкам в полной мере создавать резервы в соответствии с реальным качеством активов, так как запас прочности у банков и так не велик, а убытки из-за роста резервов на возможные потери могут и вовсе поставить многие банки на грань банкротства.

Второй важной проблемой украинских банков является их зависимость от валютных рисков. Из-за ряда регулятивных мер, предпринятых в прошлом, украинские банки имеют в большинстве своем короткую валютную позицию, то есть из-за ослабления гривны они будут фиксировать убытки от переоценки. В 2011 году ситуация с валютными рисками была критической, при этом в последние годы от опасной черты украинским банкам удалось во многом отойти. Однако если взять за основу баланс украинских банков на 1 января 2014 года и примерно оценить убытки от ослабления гривны, то получиться неутешительный результат. По расчетам РИА Рейтинг, убыток украинских банков от переоценки валютных активов и пассивов мог составить порядка 10 млрд гривен (примерно 32 млрд руб.), для сравнения суммарная прибыль украинских банков в 2013 году составляла 1.4 млрд гривен, а в 2012 году 4.9 млрд гривен. Стоит учесть, что банки, как правило, выигрывают от ослабления национальной валюты, так как они могут осуществлять спекулятивные сделки на валютном рынке, а большие масштабы сделок в пользу клиентов приносят дополнительный комиссионный доход, что частично компенсирует убыток от переоценки. Поэтому, вероятнее всего, реальные убытки банков окажутся заметно меньше, но все же сбрасывать данную проблему со счетов не стоит.

Судя по новостям, финансовой и банковской статистике на данном этапе острого кризиса в банковской системе Украины нет. Можно было бы ожидать паники среди вкладчиков в связи с политическими событиями, однако сокращение депозитов оказалось достаточно умеренным. При этом институционально украинский банковский сектор относительно слаб, а накопленный объем дисбалансов достаточно велик. Все это может с высокой вероятностью стать причиной масштабного банковского кризиса в Украине в ближайшие несколько лет, даже в случае стабилизации политической ситуации и улучшения макроэкономических показателей.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.