РИА Рейтинг – 14 дек. Российское машиностроение в период острой фазы кризиса стало одной из наиболее уязвимых отраслей российской промышленности. По оценке экспертов РИА Рейтинг, в 2015 году снижение производства в машиностроительном секторе составило 8,9% вследствие сокращения потребительского и инвестиционного спроса внутри страны. Однако в 2016 году динамика стала заметно улучшаться. В январе-сентябре 2016 года снижение производства в отрасли в годовом сравнении составило 1,6%, при этом третьем квартале спад почти остановился — снижение составило всего 0,2%, а в отдельные месяцы наблюдалась положительная динамика.

Однако при более детальном анализе состояния отрасли можно увидеть, что ситуация в машиностроении очень неоднородная. Из двенадцати машиностроительных подотраслей рост производства отмечен только в трех — в сельскохозяйственном машиностроении, в производстве бытовых приборов, а также в производстве медицинских изделий, средств измерений, контроля, управления и испытаний, оптических приборов, фото- и кинооборудования, часов.

Самый высокий темп роста наблюдался сельскохозяйственном машиностроении, что стало возможным благодаря мерам господдержки предприятий данной подотрасли, снижению импорта сельскохозяйственной техники, а также улучшению финансового состояния сельхозпроизводителей. В январе-сентябре впервые за последние четыре года увеличился выпуск сельскохозяйственных тракторов — более чем на 30%.

Довольно высокий рост в отчетном периоде зафиксирован в производстве бытовых приборов, что обусловлено фактором импортозамещения. При этом выпуск обогревательных приборов увеличился в годовом сравнении на 41,3%, бытовых стиральных машин — на 10,9%, бытовых холодильников и морозильников — на 4,4%.

За счет того же фактора импортозамещения увеличилось производство медицинских изделий, средств измерений, контроля, управления и испытаний, оптических приборов, фото- и кинооборудования, часов. В том числе выпуск медицинских изделий, включая хирургическое оборудование и ортопедические приспособления, вырос за год на 11,8%.

В остальных девяти подотраслях в январе-сентябре текущего года производство снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом в трех из них темп спада превысил 10%.

Самый глубокий спад произошел в станкостроении — на 16,5% в годовом сравнении. Отчасти такой результат обусловлен фактором высокой базы, так как в прошлом году данная подотрасль стала одной из немногих в машиностроении, где был зафиксирован рост производства. Кроме того, объемы производства в российском станкостроении остаются на очень низком уровне в силу продолжительного недоинвестирования этой подотрасли и высокой конкуренции со стороны импортной продукции.

Немногим менее глубокий спад, чем в станкостроении, зафиксирован в производстве машин и оборудования специального назначения — на 14,7%. В том числе производство сталеплавильного оборудования сократилось почти на 40%, производство автогрейдеров — на 5%.

Впрочем, в некоторых подотраслях, которые снизили производство по итогам девяти месяцев, в третьем квартале произошло заметное улучшение статистики. В частности, производство легковых автомобилей снизилось по итогам девяти месяцев на 15,6%, но в третьем квартале снижение составило всего 2,9%. В то же время производство грузовых автомобилей в отчетном периоде выросло на 4,9%, автобусов — на 9,1%.

Успехи автомобилестроения, как и успехи сельхозмашиностроения, в немалой степени обусловлены мерами господдержки. В 2016 году на меры господдержки российского автомобилестроения направлено около 50 млрд руб., а количество реализованных машин в рамках госпрограмм, по расчетам Минпромторга, должно составить по итогам года 625 тыс. единиц. При этом по состоянию на начало октября различные программы господдержки и стимулирования спроса позволили реализовать, по данным Минпромторга, около 500 тыс. автомобилей.

Также отметим очень сильный «рывок» в третьем квартале в железнодорожном машиностроении за счет резкого увеличения производства грузовых магистральных вагонов. Еще в середине 2016 года выпуск этой продукции снижался, но в третьем квартале произошел рост на 80% в годовом сравнении. В результате, по итогам девяти месяцев производство вагонов увеличилось на 15,7% до 23,3 тыс. единиц, а по итогам года объем производства, скорее всего, составит около 35 тыс. единицы.

Увеличение производства произошло за счет списания старых вагонов, возникновения дефицита на рынке и роста арендных ставок на вагоны. Активное списание старых вагонов происходит в связи с вступившим в силу с 1 января 2016 года решения Правительства РФ о запрете эксплуатации грузовых вагонов с продленным сроком службы. 

Эксперты РИА Рейтинг надеются, что тенденция улучшения динамики производства в машиностроении сохранится в оставшиеся месяцы 2016 года за счет фактора низкой базы, оборонного заказа и адресных мер господдержки. По итогам года суммарный спад в трех машиностроительных отраслях ожидается не более 1%.

Более детальный анализ трендов развития российского машиностроения по итогам девяти месяцев 2016 года приведены в бюллетене «Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги января-сентября 2016 года», подготовленном экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг».

Бюллетень распространяется по платной подписке. Для получения полной версии бюллетеня свяжитесь с нами: тел.: тел.: +7 (495) 645-6502, факс: +7 (495) 637-2746, e-mail: sales@rian.rupodpiska@rian.ru, или оформите заявку по ссылке.

РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке состояния компаний, регионов, банков, отраслей и кредитных рисков. Основными направлениями деятельности агентства являются: присвоение кредитных рейтингов и рейтингов надежности банкам, предприятиям, регионам, муниципальным образованиям, страховым компаниям, ценным бумагам, другим экономическим объектам; экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.  

МИА «Россия сегодня»  международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА НовостиР-СпортРИА НедвижимостьПраймИноСМИ. МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.