Главные ньюсмейкеры нефтяного рынка – ОПЕК и МЭА – обновили свои прогнозы с повышением ожиданий по спросу на нефть. Июньский прогноз картеля по спросу в 2011 году повышен от предыдущего уровня на 60 тыс. баррелей в день, МЭА – на 100 тыс. баррелей в день. Сами по себе изменения очень незначительные - что называется, «в рамках статистической погрешности», и поэтому не дают пищи для размышлений по поводу будущей цены нефти. Вместе с тем, сейчас, когда «ливийский сценарий» на биржах вроде бы отыгран, было бы полезно трезво подумать о том, до каких уровней может подняться или опуститься нефть в ближайшей перспективе.

По мнению экспертов «РИА-Аналитика», в настоящее время нет экономических факторов не только для дальнейшего роста цен, но и для сохранения их текущего уровня. На рынке образовался пузырь, который может лопнуть в любую минуту. Даже с учетом всех современных экономических теорий нельзя объяснить, почему при прогнозируемом росте спроса на 1-2% цена нефти должна увеличиться в полтора раза (именно такой рост цены сорта «Brent» наблюдался в мае текущего года по отношению к маю прошлого года).

И ОПЕК, и МЭА в своих прогнозах делают ставку на Китай, на долю которого приходится почти половина будущего прироста спроса. Но Китай не может вечно тянуть мировую экономику из трясины. Он тоже устал, и признаки этой усталости как никогда явно стали проявляться в текущем году – это и инфляция, и ухудшение динамики торгового баланса, и ужесточение финансовой политики, плюс беспорядки во Внутренней Монголии.

При этом отметим, что смысл термина «цена нефти» потерял свою однозначность, а поэтому любой прогноз становится условным. Еще год назад, когда аналитики говорили, что цена нефти в скором времени составит, допустим, $100 за баррель, то имелась в виду вся нефть, добываемая в мире. Сегодня же надо уточнять, какая именно нефть – североморская, техасская или арабская. Расхождения по ценам этих видов нефти достигло гипертрофированного значения, что само по себе говорит о ненормальности ситуации. Рынок нефти сегодня напоминает экономику Белоруссии, которая живет по множественному валютному курсу, и такое сравнение о многом говорит.

Для примера, среднемесячные цены нефти «Brent», корзины ОПЕК и WTI в мае прошлого года различались очень незначительно – соответственно, $75.9, $74.5 и $73.7 за баррель. Даже в июле 2008 года, на пороге кризиса, когда цены достигли исторического максимума, они все равно находились примерно на одном уровне – $132.7, $131.2, $133.4. Но с конца прошлого года это единогласие нарушилось, и разрыв расширился до рекордных размеров – в мае 2011 года цены составили, соответственно, $115, $109 и $100.9 за баррель.

В качестве одной основных причин отрыва цен «Brent» oт «WTI» можно назвать события в Северной Африке и Ближнем Востоке, которые в первую очередь отразились на конъюнктуре европейского рынка. Недостатка нефти при этом не образовалось, но образовались опасения недостатка, которые и вызвали панику на бирже. Заокеанская «WTI» при этом словно и не заметила ливийского кризиса, хотя американские бомбардировщики тоже туда регулярно летают.

Учитывая тот факт, что цена нефти «Brent» резко оторвалась от среднего уровня по причине событий регионального характера, которые уже постепенно стали терять свой вес, при прогнозировании вероятнее предположить, что котировки европейской нефти опустятся до уровня американской. Уже сейчас биржевые аналитики мало следят за тем, наступают ли войска Каддафи на Бенгази, или повстанцы наступают на Триполи. Этот сюжет практически полностью отыгран. Для очередной активизации «быков» нужен новый политический повод.
По мнению экспертов «РИА-Аналитика», во втором полугодии 2011 года рынок нефти ожидает еще, как минимум, один период резкого спада, подобного тому, который наблюдался в мае. В лучшем случае, если не произойдет самопроизвольного разрыва пузыря, к концу года цена нефти «Brent» будет находиться в коридоре $105-110 за баррель.