Москва, 5 июл - РИА Новости. По мнению экспертов Центра экономического анализа «РИА-Аналитика» РИА Новости, в ближайшее время не стоит ожидать полного отказа отечественных авиакомпаний от самолетов Ту-134 в связи с новыми требованиями по оборудованию судов системами предотвращения столкновения в воздухе и системой предупреждения столкновения с землей. Причина для этого проста: цена вопроса замены авиапарка. Для крупнейших авиакомпаний России (эксплуатируют около 50 Ту-134), исходя из ориентировочной стоимости предполагаемых на замену Sukhoi SuperJet-100 и Ан-148, объем требуемых затрат, в зависимости от модификаций самолетов, составляет 1.2 – 1.5 млрд долларов. Правда, примерно половину из них придется осуществить крупнейшему эксплуатанту Ту-134 «ЮТэйр–экспресс». В целом, это достаточно существенная сумма в сравнении с затратами на доработку всего парка ТУ-134 – около 10 млн долларов.

Очевидно, что крупнейшие владельцы Ту-134 в большинстве не смогут до конца 2011 года сгенерировать денежные потоки для замены судов, да и рынок не готов пока предложить такой объем. Остается три варианта – или переоборудование судов, что достаточно «жестоко» по отношению к ветеранам российского авиапрома – все-таки, им в основной своей массе пора на покой. Вероятно временное смягчение требований к авиаперевозчикам, при условии, что они закажут российские самолеты на замену. Можно предположить, например, введение моратория на запреты полетов на время, пока наши авиапроизводители не смогут удовлетворить спрос. Наконец, наименее подходящий вариант – замена в парке российских авиаперевозчиков очень старых Ту-134 на несколько менее старые подержанные Boeing и Airbus.

В связи с этим в отношении запрета на полеты, по мнению экспертов «РИА-Аналитика», нужен баланс – не дать разориться авиаперевозчиками, повысить безопасность полетов и, вместе с тем, поддержать российских авиастроителей. Возможно, государство может оказать поддержку авиакомпаниями и простимулировать заказы Sukhoi SuperJet-100 и Ан-148 в явной или неявной форме (например через льготное кредитование, субсидирование или госгарантии). Это было бы достаточно позитивным вариантом как для авиапроизводителей, так и авиаперевозчиков.