МОСКВА, 22 мая - РИА Новости. Российская нефтепереработка в начале года продемонстрировала неплохой темп роста – по итогам I квартала рост первичной переработки по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 6.9%. Такому результату  во многом способствовали как обеспеченность сырьем (добыча нефти выросла на 3.3%), так и хороший спрос на внутреннем рынке. Но в еще большей степени на результаты отрасли в начале года, по мнению экспертов «РИА-Аналитика», повлияло увеличение экспорта нефтепродуктов. Этот факт кажется немного странным, так как правительство в последний год сделало многое для того, чтобы закрыть «утечки» бензина за рубеж, одновременно с этим снизить привлекательность экспорта мазута и тем самым стимулировать нефтяников к модернизации своих НПЗ.

Одним из вариантов решения проблемы модернизации нефтепереработки стала новая формула расчета экспортной пошлины («60-66»), которая должна была снизить привлекательность экспорта темных нефтепродуктов. Как известно, главной проблемой отечественных НПЗ является низкая глубина переработки, то есть невысокий уровень выхода светлых нефтепродуктов и нефти. По итогам 2011 года этот показатель в России составил всего 70.8%, тогда как в развитых странах он превышает 90%.

Производить мазут в России до последнего времени было довольно выгодно. До октября 2011 года экспортная ставка на темные нефтепродукты составляла всего 40% от экспортной пошлины на нефть, тогда как на светлые нефтепродукты – 70%. По этой причине более половины экспортируемых в Европу нефтепродуктов приходилось именно на мазут. Европейцы покупали его охотно. Цена российского мазута ниже цены сырой нефти, но получать из него бензин при наличии установки крекинга обходится дешевле. Отечественным же НПЗ было сподручнее продавать мазут за рубеж, потому что спрос на него на внутреннем рынке имеет ограниченный характер, а дальнейшая его переработка требует миллиардных инвестиций.

Формула «60-66» унифицировала ставки пошлин для светлых и темных нефтепродуктов на уровне 66% от нефтяной ставки. В результате, пошлина на экспорт темных нефтепродуктов резко выросла. Так, в среднем за I квартал 2012 года она была на 75% выше, чем в I квартале прошлого года. Для примера, пошлина на сырую нефть выросла за этот же период всего на 16.8%, на светлые нефтепродукты – на 12.3%. Правда, из числа последних следует исключить автомобильный бензин, который облагается по специальной повышенной ставке. Но, по крайней мере, экспортная пошлина на дизельное топливо увеличилась совсем немного.

При таком раскладе, казалось бы, у нефтяников не оставалось иного выхода кроме как увеличивать долю светлых нефтепродуктов в структуре производства и структуре экспорта. Однако не все оказалось так просто.

Как показали исследования «РИА-Аналитика», в I квартале 2012 года доля жидких топлив (преимущественно мазут) в объеме экспорта нефтепродуктов в дальнее зарубежье не только не снизилась, но даже достигла рекордного значения – почти 60%. По данным ФТС, экспорт жидких топлив увеличился за год на 10.5%, тогда как экспорт бензина и дизельного топлива за этот же период снизился. Снижение экспорта бензина вполне понятно – свою роль сыграла высокая экспортная пошлина. Но рекордный экспорт мазута после того, как пошлина на него выросла более чем на 70%, выглядит нелогичным.

В структуре производства нефтепродуктов тоже нет существенных изменений к лучшему. Правда, отмечено заметное увеличение производства бензина (на 8.1%), но такой результат обусловлен, во-первых, низкой базой прошлого года, а во-вторых, настоятельной просьбой правительства к нефтяникам насытить внутренний рынок хотя бы до выборов. Что собственно и было сделано – рынок насытили, цены не подняли. Но структура производства при этом осталась прежней. Суммарное производство бензина и дизельного топлива не выросло, а производство мазута увеличилось на 4%. Как результат - глубина переработки сохранилась на уровне чуть выше 70%. То есть в плане модернизации никаких видимых изменений не произошло.

Таким образом, экспорт мазута остается вторым по значимости видом заработка для нефтяников, несмотря на существенное повышение пошлины. Складывается такое впечатление, что в России именно мазут является основным продуктом перегонки нефти, а бензин – лишь его побочная составляющая.

Как показывает опыт, для того, чтобы повысить производство продукции высокого передела, нужно снизить привлекательность экспорта сырья. По всей видимости, планка в 66% оказалась недостаточной высокой. А поэтому одним из методов, который мог бы сломить ситуацию, является новое повышение пошлины на темные нефтепродукты.

Решится ли правительство на такой радикальный шаг или использует другие рычаги, неизвестно, но очевидно, что пускать дела на самотек больше нельзя. При сохранении ориентированности отрасли на производство и экспорт мазута ни о каком модернизационном пути развития нефтепереработки не может быть и речи. Но сегодня всем уже понятно, что отрасль «устарела», и  прошлый год, когда провалился переход на новый техрегламент автомобильного топлива, это наглядно показал.

Модернизационный путь, конечно, затратный, но в обозримом будущем он сулит российской экономике немало пользы – в том числе для рядового потребителя. Если больше мазута будет подвергаться дальнейшей переработке, то больше бензина будет предлагаться на рынке, что, в свою очередь, исключит его дефицит и, возможно, приведет к снижению цен. К тому же вместо мазута Россия сможет экспортировать больше бензина, который на европейском рынке ценится вдвое дороже.

Подробный анализ тенденций, складывающихся в нефтепереработке, а также в нефтегазодобывающей отрасли в I квартале 2012 года, Вы сможете найти в бюллетене «Нефтегазовая и нефтеперерабатывающая промышленность: тенденции и прогнозы. Итоги I квартала 2012 года», подготовленном экспертами ЦЭИ «РИА-Аналитика».