МОСКВА, 13 июн - РИА Новости. В текущем году в сельскохозяйственном машиностроении наблюдается неплохая динамика производства. В I квартале по отношению к аналогичному периоду прошлого года рост производства машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства, по данным Росстата, составил 47.6%. Это один из лучших результатов среди всех машиностроительных отраслей.

Также активно развивается внутренний рынок сельхозтехники. По данным ассоциации «Росагромаша», объем поставок сельскохозяйственных тракторов вырос по итогам трех месяцев текущего года на 40.5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а самоходных комбайнов – на 48.1%.

Казалось бы нет никаких поводов для беспокойства, но при более детальном анализе выясняется, что структура производства в сельскохозяйственном машиностроении, как и структура внутреннего рынка сельхозтехники свидетельствуют скорее о недомогании этой отрасли машиностроении, чем о ее процветании.

Парадокс: спрос растет, а конвейеры останавливаются

Возьмем две основные товарные позиции, которые олицетворяют сельхозмашиностроение – трактора и комбайны. Динамика производства обоих этих видов продукции была превосходной в первой четверти текущего года. По сравнению с I кварталом прошлого года производство сельскохозяйственных тракторов увеличилось, согласно данным Росстата, на 24.9%, зерноуборочных комбайнов – на 69.5%. Динамика их продаж, как уже показано выше, также выглядит замечательно.

Однако, как говорится в отчете «Росагромаша», основной прирост в продажах сельхозтехники обеспечен собранными на территории России зарубежными моделями тракторов и комбайнов, а также их импортом. Действительно, по данным МЭР, импорт комбайнов увеличился в отчетный период в 24 раза и вышел на максимальный уровень последних лет.

Такая же картина наблюдается в структуре производства. Прирост производства тракторов обеспечили заводы в Республиках Татарстан и Мордовия, собирающие белорусские модели. В то же время один из крупнейших производителей отечественных моделей, Владимирский моторо-тракторный завод, снижает выпуск продукции уже не первый год.

В свою очередь, в комбайностроении существенный рост производства отмечен на предприятии «КЛААС» в Краснодарском крае, где собираются германские комбайны «Мега», и на заводе «Брянсксельмаш», выпускающем белорусские комбайны «Палессе». Тогда как Красноярский завод комбайнов снизил производство «Енисеев» по сравнению с I кварталом прошлого года почти в четыре раза.

Последним бастионом среди крупных предприятий, выпускающих отечественные модели сельхозтехники, оставался «Ростсельмаш». Он увеличил производство в прошлом году, и в I квартале текущего года, несмотря ни на что, также сумел сохранить положительную динамику. Однако уже в марте здесь начался спад, в апреле он углубился, а в начале июня СМИ распространили ошеломляющую новость – «Ростсельмаш» остановил свой конвейер.

По словам руководства предприятия, конвейер пришлось остановить из-за того, что на площадках завода скопилось 1.8 тыс. непроданных комбайнов – это почти половина от того, что завод произвел в прошлом году. При этом довольно любопытную причину затоваренности складов озвучил президент холдинга «Новое содружество», в который входит завод, Константин Бабкин. Он сказал, что сельхозпроизводители прекратили покупать комбайны российского производства в ожидании более дешевой иностранной техники, которая должна появиться после окончательного присоединения России к ВТО.

Говорим «ДОН», подразумеваем «ДЖОН»

Вполне вероятно, что руководство «Ростсельмаша» несколько драматизирует ситуацию, и причина затоваренности заключается не только в скором вступлении в ВТО. Ведь вступление в ВТО не предполагает одномоментного открытия рынков. Это будет происходить поэтапно, с рассрочкой в несколько лет. Однако вышеописанная статистика действительно свидетельствует о том, что не все ладно в отечественном сельмаше. Иначе как объяснить тот факт, что внутренний рынок стремительно растет, а основными выгодополучателями от этого являются производители зарубежной техники – ввозимой из-за границы целиком или собираемой по частям внутри страны.

Сами производители отечественных брендов сельхозтехники сейчас предъявляют претензии к правительству, которое, по их мнению, не оказало им должной помощи - хотя бы такой, какая была оказана автомобилестроению в период активной фазы кризиса. И хотя правительство на самом деле все же оказывало немалую помощь в лице «Роагролизинга», но производители настаивают на том, что необходимо еще реализовать программу утилизации сельхозтехники, которую вроде бы обещали в прошлом году, но так ее и не запустили. Как известно, подобная программа в автопроме была реализована очень успешно и стала одним из главных факторов спасения отрасли.

Однако при этом следует отдавать себе отчет, что если бы эта программа все же была реализована в сельхозмашиностроении, вряд ли она решила бы именно те задачи, которые ставят перед собой «Ростсельмаш» и другие предприятия. Ведь они не просто хотят выжить в конкурентной борьбе, но они хотят еще сохранить аутентичный или первозданный вид отечественного сельхозмашиностроения. Однако именно этого программе утилизации в автопроме сделать не удалось. Фактически, все льготирующие меры правительства позволили уберечь и сохранить автопром, как совокупность юридических лиц, но о первозданности отрасли речи уже нет. Достаточно сказать, что в кризис автопром вошел с «Ладой Калиной», а выходит из него с «Ладой Ларгус», которая является близнецом французского «Логана».

Вполне вероятно, что по такому же пути пойдет в скором времени и сельхозмашиностроение. Вступление в ВТО станет лишь поводом к этому, но не причиной. Возможно, правительство понимает, что другого пути просто нет, и поэтому делает ставку на сборку западных машин с более или менее высокой степенью локализации. В этом случае в отрасли могут сохраниться только знакомые имена вроде «Дон» или «Енисей», но начинка в них будет от «Джон Дира» или других всемирно признанных авторитетов.

Плохо это или хорошо – вопрос амбиций и понимания того, каким должно быть российское машиностроение в ближайшем будущем.
Подробный анализ тенденций, складывающихся в российском машиностроении в течение I квартала 2012 года, Вы сможете найти в бюллетене «Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги I квартала 2012 года», подготовленном экспертами Центра экономических исследований «РИА-Аналитика» РИА Новости.