Исследования

Динамика российского машиностроения держится на частных сбережениях

Все материалы по теме: Ежеквартальный бюллетень "Машиностроение"

РИА Рейтинг - 11 сен. Темпы роста в российском машиностроении продолжают превышать темпы роста производства других промышленных отраслей. По оценке экспертов Рейтингового агентства «РИА Рейтинг», суммарный рост производства в трех машиностроительных отраслях (производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, а также производство транспортных средств и оборудования) составил в I полугодии 2012 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года более 13% при том, что в целом в обрабатывающем секторе рост производства составил 4.5%, а в добывающем секторе  и того ниже.

При этом ситуация в машиностроительных подотраслях существенно разнородна. Во многих из них динамика стала ухудшаться во II квартале. Причем, как и предполагали ранее эксперты РИА Рейтинг, ухудшение динамики происходит, в основном, из-за снижения спроса на оборудование инвестиционного назначения. Из двенадцати машиностроительных подотраслей в четырех по итогам полугодия зафиксирован спад производства в годовом сравнении, при этом три из этих подотраслей производят инвестиционное оборудование.

В частности, спад производства механического оборудования во многом обусловлен сокращением выпуска высокомощных турбин для электростанций и насосов для добывающей промышленности. Также существенный спад затронул производство станков и оборудования машин специального назначения (в том числе металлургического и строительного).

Даже в тех отраслях, которые по итогам полугодия продемонстрировали неплохой результат, в конце этого периода динамика заметно ухудшилась. Например, выпуск сельскохозяйственной техники за полугодие увеличился более чем на 20%, но уже в июне здесь произошел спад производства, причем снижение наблюдалось практически по всей линейке выпускаемой продукции, в том числе по комбайнам и тракторам. Достаточно, сказать, что «Ростсельмаш» в июне остановил конвейер из-за затоваренности складов.

Фактически, из всех ключевых отраслей машиностроения, уверенный рост продолжает демонстрировать только автомобилестроение. Рост производства легковых автомобилей составил по итогам полугодия 22%, рост их продаж на внутреннем рынке 14%, рост импорта 16%. Несмотря на все тревожные ожидания по поводу второй волны кризиса, или, возможно, благодаря этим тревожным ожиданиям, население скупает автомобили почти также активно, как это происходило в докризисной первой половине 2008 года. По всей видимости, новый автомобиль стал для среднестатистического гражданина РФ одним из наиболее популярных инвестиционных инструментов в преддверии ожидаемого кризиса.

Однако рост потребительского спроса сейчас осуществляется не столько за счет роста доходов населения, сколько за счет роста потребительского кредитования и расходования личных сбережений граждан. В этих условиях нельзя рассчитывать на устойчивость потребительского спроса. Он может измениться в худшую сторону в любой момент в силу вероятных колебаний на нефтяном или валютном рынке. В этом случае у российского машиностроения больше не останется факторов роста, так как на восстановление инвестиционной активности до конца года надеяться не приходится.

Подробный анализ тенденций, складывающихся в российском машиностроении в течение I полугодия 2012 года, Вы сможете найти в бюллетене «Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги I полугодия 2012 года», подготовленном экспертами рейтингового агентства «РИА Рейтинг».