Москва, 13 мая – РИА Новости. Евростат 13 мая 2011 года опубликовал данные по ВВП еврозоны в I квартале 2011 года. Рост ВВП к предыдущему кварталу составил 0.8% (такой рост обеспечила преимущественно Германия). Вопрос, перерастет ли это увеличение европейского ВВП в устойчивую тенденцию, остается открытым.

Данные Евростата, опубликованные 12 мая 2011 года, свидетельствуют о весьма слабых показателях промышленности еврозоны в марте 2011 года. Промышленное производство, не показав прогнозируемого экспертами роста, снизилось к февралю 2011 года на 0.2% (рост на 5.3% в годовом исчислении). Это первое падение промпроизводства в еврозоне за последние 13 месяцев. Основное снижение произошло в производстве товаров недлительного пользования и в ТЭК – на 0.7%.

Падение промпроизводства в ЕС наблюдалось у 11 стран, рост только у 9, в том числе наибольший рост был зафиксирован у Эстонии и Словении. Тенденция марта может быть, конечно, единичным случаем и в дальнейшем можно будет наблюдать бурный рост европейской экономики, однако, по мнению экспертов «РИА-Аналитика», данный сценарий маловероятен. К сожалению, в позитивных прогнозах многих аналитиков в настоящее время слишком много субъективной составляющей. При этом причин для пессимизма относительно оценок экономики еврозоны достаточно много.

Во-первых, страны с проблемной экономикой продолжают утягивать Европу все дальше от траектории стабильного роста. Снижение промпроизводства в марте демонстрировали и Греция (-0.6%), и Ирландия (-1.0%), и Испания (-1.0%). Рост наблюдался только в одной стране PIGS – Португалии, которая, между тем, испытывает серьезные бюджетные проблемы.

Как решить проблемы экономик этих стран в условиях единого валютного пространства, до сих пор не понятно. Ситуация усугубляется тем, что вливаемые из ведущих экономик Европы в так называемые периферийные страны средства лишь откладывают острую фазу кризиса, не приводя к системным сдвигам. В итоге, помощь одних стран еврозоны другим не приводит к росту экономик проблемных стран, но при этом замедляется рост «локомотивов» Европы (в марте 2011 года во Франции вообще наблюдалось падение промпроизводства). И это позволяет сделать еще один вывод – относительно быстрое расширение зоны евро и принятие в Евросоюз новых членов, вероятно, было ошибочным.

Стремясь встать вровень с США за счет экстенсивного увеличения единой территории, населения, производства, Западная Европа, по-видимому, слабо принимала во внимание экономические последствия. Как результат, все последние годы «локомотивы» Еврозоны занимаются не развитием собственных экономик, а подтягиванием к своему уровню остальных стран. По мнению экспертов «РИА-Аналитика», это занятие достаточно бесперспективное – Европа пока не созрела для масштабного объединения на уровне единого надгосударственного пространства не столько по экономическим причинам, сколько по культурным, ментальным, социальным. Различия между странами Восточной Европы и Западной невозможно стереть с помощью экономической политики. Они исчезают десятилетиями тесного взаимодействия. Идея единой Европы, вероятно, реализовалась бы и сама, но подгонять ее воплощение, по всей видимости, не следовало.

На состоянии экономики Европы сказывается еще один аспект – стремление проводить активную внешнюю политику с целью показать свое значение в качестве столпа миропорядка, не уступая США. Тем самым подрывается один из ключевых факторов конкурентоспособности Европы – отсутствие гигантских военных и прочих связанных с активной внешней политикой расходов.

По мнению экспертов РИА-Аналитика, катализированный мировым финансовым кризисом и беспорядками на Ближнем востоке набор экономических проблем еврозоны будет сдерживать рост европейской экономики все ближайшие годы. Маловероятно, что до 2020 года страны еврозоны смогут выйти по уровню годового роста ВВП за пределы 4%, а до 2015 года – за пределы 3%.