РИА Рейтинг – 16 сен. В январе-июне 2016 года на страховом рынке наблюдалось достаточно резкое увеличение темпов роста. По данным официальной статистики, по всем видам страхования в I полугодии текущего года было собрано 590 миллиардов рублей страховых премий, что на 14% больше, чем в аналогичном периоде предыдущего года. Для сравнения, в 2015 году рост премий был равен лишь 3,6%. При этом заметный вклад в высокие темпы роста внесло страхования жизни (инвестиционные и накопительные программы) и КАСКО. 

Выплаты в первом полугодии составили 245 миллиардов рублей, увеличившись на 3,5%, то есть рост выплат был в 3 раза меньше, чем рост премий. Из-за более медленного роста выплат в I полугодии 2016 года сохранился тренд на сокращение убыточности страховой деятельности. Кроме того повышает прибыльность то, что страховые компании снижают операционные расходы. Отношение выплат к премиям сократилось до 42% по итогам первых шести месяцев текущего года, против 50% в 2015 году и 48% в 2014 году. Однако в первом квартале текущего года данное соотношение было еще ниже – 39%. Согласно сообщению Центробанка РФ, комбинированный коэффициент убыточности, который характеризует эффективность страховой деятельности, снизился до 62% с 89% годом ранее. Кроме того, значительные доходы от инвестиционной деятельности позволили страховщикам получить прибыль в размере 72 миллиарда рублей.

За январь-июнь рынок покинули 18% страховых компаний

Для оценки текущих позиций страховых компаний на рынке эксперты РИА Рейтинг подготовили очередной рейтинг страховых компаний по объему собранных страховых премий. Рейтинг основывается на данных Банка России и построен путем ранжирования страховых компаний по объемам полученных в I полугодии 2016 года премий от добровольного и обязательного страхования за исключением обязательного медицинского страхования (ОМС).

Страховые компании по-прежнему продолжают покидать рынок с достаточно высокой скоростью. В 2015 году 77 страховых компаний лишились лицензий, что составляет порядка 20% от страховщиков с действующей лицензией на 1 января 2015 года, а за первый  квартал 2016 года число действующих страховых компаний сократилось еще на 12,5%. При этом во II квартале текущего года лишь 235 страховые компании реально вели деятельность (привлекали клиентов и собирали премии), хотя в первом квартале таких было 252, а по итогам 2015 года – 288.

Вместе с относительно быстрым уходом игроков с рынка наблюдается рост концентрации, что в целом является основной тенденцией во всех сегментах российского финансового рынка (банки, НПФы). Первая тройка крупнейших страховых компаний показала рост лучше среднерыночного в первом полугодии, а в первой десятке страховых компаний обогнавших рынок было шесть. Суммарно по итогам полугодия ТОП-10 крупнейших страховых компаний продемонстрировали рост сбора премий на 49% (против 14% в среднем по рынку). 

Стоит отметить, что среди крупнейших 20 страховых компаний лишь одна (ЖАСО, в текущем рейтинге занимает 20-е место) характеризовалась отрицательной динамикой. Таким образом, уход части игроков с рынка и в целом развитее страхового дела в стране способствует росту оставшихся страховых компаний и в первую очередь крупнейших.

В I полугодии 2016 года 60 страховых компаний смогли собрать премий более чем по 1 миллиарду рублей, против 54 в первые шесть месяцев 2015 года. При этом страховых компаний с полугодовыми премиями на уровне 10 миллиардов рублей и выше было 12, что на 2 страховые компании больше, чем в январе-июне 2015 года. 

Лидирует в рейтинге по объему собранных страховых премий по итогам I полугодия 2016 года с большим отрывом страховая компания СОГАЗ (93 миллиарда рублей собранных премий), хотя по итогам 2015 года она заметно уступала Росгосстраху. На втором месте в рейтинге расположился бывший лидер – Росгосстрах (64 миллиарда рублей) и вернувший себе третье место Ингосстрах (45 миллиардов рублей). РЕСО-Гарантия (41 миллиард рублей), занимавшее по итогам 2015 года третью позицию, в текущем рейтинге стало четвертым. 

Помимо вышеназванных компаний в первую десятку рейтинга входят также АльфаСтрахование, Сбербанк страхование жизни, ВТБ Страхование, ВСК, Росгосстрах Жизнь и Согласие. Таким образом, по сравнению с рейтингом на 1 апреля 2016 года первая десятка не изменилась.

Обращает на себя внимание очень высокие темпы роста Росгосстраха, в первом полугодии премии у него выросли в 6018 раз. Это объясняется тем, что ранее было две страховые компании Росгосстрах (регистрационный номер 1 и 977) и основная деятельность велась юридическим лицом с номером 977, но теперь деятельность ведет лишь одна страховая компания Росгосстрах с регистрационным номером 1.

Из представленных в рейтинге 246 страховых компаний у 32 (13%) отношение выплат к премиям было более 100%, то есть они были убыточными, в том числе у одной страховой компании из ТОП-20. На другом полюсе 73 (30% от общего числа) страховых компаний, в том числе 9 из ТОП-30, характеризовались отношением выплат к премиям на уровне менее 20%, что может свидетельствовать об их высокой операционной прибыльности.

Рейтинг страховых компаний по объему собранных страховых премий в I полугодии 2016 года в PDF-формате >>

РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке состояния компаний, регионов, банков, отраслей и кредитных рисков. Основными направлениями деятельности агентства являются: присвоение кредитных рейтингов и рейтингов надежности банкам, предприятиям, регионам, муниципальным образованиям, страховым компаниям, ценным бумагам, другим экономическим объектам; экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.  

МИА «Россия сегодня»  международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА НовостиР-СпортРИА НедвижимостьПраймИноСМИ. МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.