Макроэкономические исследования

Рейтинг открытости федеральных органов исполнительной власти

08:00 16.05.2013

РИА Рейтинг - 16 мая Открытость федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) является важнейшим элементом, определяющим эффективность системы государственного управления и вовлечения гражданского общества в процесс принятия государственных решений. Требования к открытости органов власти уже закреплены в ряде нормативно-правовых актов. В настоящее время в рамках работы системы «Открытое правительство» ведется разработка Стандарта открытости органов исполнительной власти, нацеленного на совершенствование взаимодействия между органами власти и обществом, призванного регламентировать, среди прочего, вопросы информационной открытости, внедрения открытых данных, механизмов подотчетности, вовлечения общества и экспертов в процессы принятия решений и методику оценки уровня открытости, в том числе через ежегодный опрос референтных групп, а также повышения эффективности общественного контроля за деятельностью органов власти.

Важной составляющей данной работы является понимание текущего уровня открытости ФОИВ и того, на каких направлениях следует сосредоточить усилия. Ответ на этот вопрос может, в том числе, дать рейтинг, оценивающий степень открытости ФОИВ.

Самые открытые органы власти
Самые открытые органы власти

Самые открытые органы власти

Под эгидой Экспертного Совета при Правительстве Российской Федерации Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» и Агентство экономической информации ПРАЙМ совместно с Группой компаний РБК подготовили рейтинг «Открытость федеральных органов исполнительной власти». Рейтинг строился на основе анкетирования квалифицированных экспертов, имеющих опыт работы с госорганами или с информацией, поступающей от госорганов. В числе опрашиваемых экспертов были члены Экспертного Совета при Правительстве РФ, Представители НКО, представители общероссийских общественных организаций (в том числе, Деловая Россия, РСПП, Опора России, ТПП РФ, Ассоциация менеджеров России), ведущие образовательные учреждения России, представители областных общественных палат, руководители высшего звена крупнейших корпораций и другие высококвалифицированные эксперты.

Лидерами рейтинга стали МЧС, МИД, Минэкономразвития, которые получили наиболее высокие оценки.  Стоит отметить, что МЧС с итоговой оценкой 6.83 (максимум среди всех оцениваемых ФОИВ) занимает лидирующие позиции по всем пяти критериям, используемым  в рейтинге открытости.

В тоже время, стоит отметить, что максимальная оценка не превышает 7 баллов по десятибалльной шкале и только у трех министерств выше 6 баллов. Это свидетельствует о том, что потенциал повышения открытости еще далеко не исчерпан, и требуется дальнейшая работа в области внедрения стандартов открытости даже для лидеров рейтинга. Аутсайдерами рейтинга, согласно оценке экспертов, стали Министерство по развитию Дальнего Востока, Рособоронзаказ, Росалкогольрегулирование. Наибольшая оценка, характеризующая информационную открытость, у этих ФОИВ составляет 4.77 при среднем значении 5.32.

Характерно, что результаты оценки по 5 используемым в рейтинге критериям, сильно коррелируют. Иными словами, если, например, высока оценка по критерию «Открытость, доступность и качество информации на официальном сайте ФОИВ», или «Возможность участия в деятельности ФОИВ и представления обществом обратной связи», то, как правило, имеют место высокие оценки и по другим критериям. Это свидетельствует о том, что если орган власти в целом проводит политику открытости и рассматривает ее как важнейший элемент своей работы, то она выполняется, как правило, по всем направлениям.

Методика рейтинга «Открытость федеральных органов исполнительной власти» в pdf-формате >>