РИА Рейтинг – 22 авг. В последнее время каждая публикация ведомства подвергается более внимательному, чем раньше, анализу со стороны экспертов, и, надо признать, что поводов для этой предвзятости Росстат давал уже немало. Из наиболее свежих примеров – пересмотр данных о промышленном производстве в апреле в связи неточностью сведений о добыче газа. По всей видимости, в связи с переходом на ОКВЭД-2, происходит перенастройка система, которая требует времени, поэтому некоторые шероховатости вполне возможны.

В июльском выпуске сомнение вызвало ускорение роста в добывающей промышленности на фоне спада добычи нефти, угля и газа. По этому поводу Росстату пришлось публиковать очередную объяснительную заметку, из которой стало ясно, что в структуре производства добывающей промышленности 8% приходится на долю сервисных услуг, а их рост в июле составил 16,7%, что и стало одной из главных причин вызвавшего сомнения экспертов ускорения. Возможно, Росстату и впредь следует предоставлять более развернутую информацию, чтобы избегать недопонимания. В особенности, полезно было бы на регулярной основе получать информацию о весовых коэффициентах отраслей и подотраслей при расчете промышленной динамики.

В остальном данные Росстата за июль не вызвали бы каких-то поводов для сомнений, но следом вышел бюллетень Минэкономразвития «Картина деловой активности», который сообщил, что темп роста ВВП увеличился почти на 1 п.п. – с 0,8% в июне до 1,7% в июле. Один процентный пункт в условиях близких к рецессии – это довольно много. И при том, оглядываясь снова на данные Росстата, становится не очень понятно, чем это ускорение вызвано, потому что другие показатели, в большинстве своем, не проявили какой-либо активности.

Первая и самая простая версия, которая могла бы объяснить этот диссонанс – календарный фактор. В июле текущего года было на один рабочий день больше, чем в июле прошлого года. Однако обрабатывающий сектор промышленности, который наиболее чувствителен к календарному фактору, напротив, замедлил рост с 3,3% в июне до 2,8% в июле. И в целом промышленность замедлилась в июле по сравнению с июньским показателем на 0,5 п.п. Да и все остальные составляющие ВВП, как по линии производства, так и по линии расходов – транспорт, строительство, услуги населению, розничный рынок, сальдо внешнеторгового баланса – либо замедлили рост, либо и вовсе снизились. Таким образом, проявление календарного фактора в июле было слабо выраженным.

Единственное исключение из общего ряда – сельское хозяйство, которое выросло почти на 6% по сравнению с июлем прошлого года, и данный факт мог бы стать второй версией для объяснения ускорения роста ВВП. В летние месяцы доля сельского хозяйства в ВВП сезонно увеличивается. Однако, при сопоставлении показателей прошлых периодов, когда сельское хозяйство росло примерно теми же темпами в летние месяцы, данная версия также не кажется стопроцентно верной. Например, в августе 2017 года сельское хозяйство увеличило производство на 6,1%, и темп роста ВВП тоже увеличился почти на 1 п.п., но тогда ускорился и промышленный рост, чего не произошло в июле текущего года.

Третья версия, которая могла бы объяснить результат июля – долгожданный рост инвестиций. В первом полугодии рост инвестиций составил всего 0,6%, однако МЭР не раз уверяло, что во втором полугодии рост экономики ускорится за счет нацпроектов, и возможно уже в июле реализация этих проектов придала необходимый импульс. Мы этого пока точно не знаем.

К сожалению, отследить ситуацию в режиме онлайн не представляется возможным. Данные по инвестициям с недавнего времени публикуются поквартально и с месячной задержкой. Поэтому об инвестициях можно судить только на основе косвенных показателей, а они немногочисленны и противоречивы. Строительство – главный объект инвестиций – продолжает демонстрировать околонулевую динамику. По итогам семи месяцев строительство выросло всего на 0,1%. С другой стороны, еще один доступный косвенный показатель инвестиционной активности – импорт оборудования – неожиданно вырос. В целом импорт машиностроительной продукции из стран дальнего зарубежья, согласно данным ФТС, в июле вырос в годовом сравнении на 3,7%, и в том числе импорт механического оборудования – на 9,7%. Данный факт может свидетельствовать либо о разовом выполнении крупной сделки, и тогда в следующие месяцы отрицательная динамика возобновится, либо – о всплеске инвестиционной активности, и тогда положительная динамика в дальнейшем сохранится.

Таким образом, какие-то объяснения видимой несогласованности данных можно всегда найти, но эти объяснения, во-первых, не стопроцентно верны из-за недостатка информации, а во-вторых, они могут потерять смысл спустя какое-то время, если Росстат проведет переоценку данных задним число, что уже случалось.

РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня»  международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА НовостиР-СпортРИА НедвижимостьПраймИноСМИ. МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.