Регионы России

Рейтинг регионов по доступности покупки нового автомобиля

РИА Рейтинг – 15 мая. За последние десятилетия в России достаточно радикально выросла автомобилизация населения. И уже мало кого удивляет владение обычной семьей автомобилем или даже несколькими. В настоящее время, по данным ГИБДД, в России зарегистрировано более 42 миллионов легковых автомобилей, хотя в 2011 году было еще 34 миллиона автомобилей. При этом жители многих регионов уже ощутили этот рост, стоя в многочасовых пробках. Российский авторынок на своем пике, в 2012 году (2,9 миллиона новых автомобилей), стал вторым в Европе, когда по числу новых проданных машин мы уступали лишь Германии. После кризиса 2014-15 годов авторынок восстанавливается, но пока относительно далек от рекордных значений. В 2017 году, по данным компании АЕБ, в России было продано 1,6 миллионов новых автомобилей, что на 11,9% больше, чем в 2016 году, а в 2018 году рост может быть на уровне 12-18%. Рост продаж легковых машин может свидетельствовать о росте доступности новых автомобилей для жителей России.

Рейтинг регионов по доступности покупки нового автомобиля
Рейтинг регионов по доступности покупки нового автомобиля

Рейтинг регионов по доступности покупки нового автомобиля

Для оценки региональных различий возможностей эксперты РИА Рейтинг провели исследование и составили рейтинг регионов по доле семей, которые могут позволить себе приобрести новую машину в кредит и оплачивать текущие расходы, связанные с ее эксплуатацией. 

Как показали итоги рейтинга, по-прежнему основной проблемой является относительно высокая цена автомашин и высокие процентные ставки по кредитам. При этом на доступность негативно влияет и рост стоимости бензина и других текущих расходов, связанных с владением и пользованием автомобилем. Безусловно, очень большое влияние на доступность автомобилей оказывает неравномерность распределения зарплат в регионах. Согласно результатам исследования, доступность автомобиля для российских семей пока в среднем является не очень высокой. При этом параметры доступности очень дифференцированы в географическом разрезе.

Как считался рейтинг

В качестве индикатора доступности в рейтинге выступает доля семей, которые имеют возможность осуществлять ежемесячный платеж по кредиту при приобретении нового автомобиля, а также тратить деньги на полноценное содержание автомобиля. Объем кредита рассчитывался при первоначальном взносе в 20% от стоимости машины. Помимо кредита учитывались и другие расходы, связанные с пользованием автомобилем: КАСКО, ОСАГО, стоимость бензина, текущее обслуживание, плановые ТО, налоги, смена и покупка резины, платные парковки и ряд других. Предполагалось, что кредит берется на 3 года. Расчет осуществлялся на основе данных за 2017 год.

Согласно модели, семья тратит на автомобиль не более 50% своих ежемесячных денежных доходов от трудовой деятельности, скорректированных на прожиточный минимум, установленный в регионе проживания. Для расчета учитывались семьи, в которых хотя бы один член семьи имеет работу. Доля семей, для которых доступна покупка и содержание автомобиля, оценивалась на основе процентного распределения работающих по величине зарплат в каждом регионе. Расчет проводился независимо для 9 по составу типов семей, а результирующая доля семей рассчитывалась как средневзвешенная доля из этих 9 типов. 

Стоимость страхования, стоимость бензина, расходы на содержание автомобиля и ставки по кредитам учитывались для каждого региона в отдельности. 

Для регионов Крайнего Севера, Москвы и Санкт-Петербурга и расход топлива автомобилей брался как равный городским условиям, для других регионов расход считался из показателей смешанного цикла.

Чеченская Республика в рейтинг не включена из-за отсутствия релевантных данных для расчета. Для Чукотки в связи с отсутствием официальных дилеров предполагалась доставка новой автомашины из другого региона, что увеличивает стоимость машины на 80-150 тысяч рублей.

Доступность в различных регионах отличается в десять раз

В среднем в России доля семей, для которых доступно приобретение в кредит и владение новым автомобилем, рассчитанная по методологии рейтинга, по итогам 2017 года составила 22,8%, что примерно на 3 процентных пункта больше, чем двумя годами ранее. При этом доля семей, для которых доступен средний по стоимости автомобиль (1,2 миллиона рублей) по итогам 2017 года составляла 7,8% против 6,6% в рейтинге по итогам 2015 года. За два прошедших года доступность покупки и владения автомобилем ощутимо выросла, однако она продолжает оставаться на невысоком уровне.

Как показали результаты исследования, доступность покупки нового автомобиля в кредит в регионах очень сильно различается. Если у региона-лидера рейтинга доля семей, для которых доступна покупка в кредит и содержание нового недорогого автомобиля, составляет почти 52%, то у региона, занимающего нижнюю позицию рейтинга, эта доля  в 10 раз меньше, а в среднем пятерка лидеров опережает пятерку аутсайдеров по доле семей, которым доступна покупка автомобиля, почти в 7 раз. 

В целом такой уровень дифференциации в первую очередь свидетельствует о крайней неоднородности доходов в различных регионах страны, а также о заметной дифференциации распределения зарплат даже внутри отдельных регионов.

Относительно хорошая доступность автомобилей наблюдается лишь в 14 регионах 

Согласно результатам рейтинга, лишь в одном регионе более половины среднестатистических семей могут без определенных проблем купить в кредит и содержать новый автомобиль. Лидером рейтинга стал Ямало-Ненецкий автономный округ, где исторически фиксируются одни из самых высоких зарплат в России. 

Помимо Ямало-Ненецкого АО еще в 9 регионах более трети семей могут приобрести в кредит и обслуживать новый автомобиль (за 490 тысяч рублей). В этом списке лидеров, в первую очередь выделяются: Ямало-Ненецкий АО – 51,7%, Ханты-Мансийский АО-Югра – 46,9%, Чукотский АО – 46,3%, Сахалинская область – 43,2%, Ненецкий АО – 43,1%, Москва – 42,4%, Магаданская область – 41,4% и Санкт-Петербург – 39,0%. В целом лидерство северных регионов не удивительно – высокие заплаты и значительная доля семей, состоящая из молодых работников без детей, определяют высокую доступность автомобилей, даже несмотря на относительно высокие цены на страховки, топливо и стоимость ремонта. Нахождение двух главных городов России в десятке по доступности также не удивляет, учитывая относительно высокие зарплаты в Москве и Санкт-Петербурге. Однако автомобилизация и здесь не очень высокая, что обусловлено зачастую нецелесообразностью владения автомобилем из-за постоянных пробок и сложностью хранения автомобиля. В будущем доступность автомобилей в Москве и Санкт-Петербурге может даже снижаться, так как в процессе борьбы с пробками власти, скорее всего, будут повышать стоимость владения автомобилями (платные парковки, повышенный налог, цены на топливо и прочее). Помимо первой десятки еще в 4 регионах доля семей, для которых доступен автомобиль в кредит, находится диапазоне 30-34%.

При этом порядок регионов-лидеров по доступности средней по стоимости и премиальной машины несколько другой. Лидирующим регионом по доле семей способных купить в кредит машину премиум-класса (стоимости более 5 миллионов рублей) является Чукотка (5% семей). В то же время такой необходимости у жителей региона по большому счету нет, поскольку на Чукотке столь суровые условия и не много возможностей доехать на обычной машине хоть куда-то, что местные жители предпочитают покупать снегоходы, вездеходы и, возможно, даже вертолеты, а не представительские седаны или любые другие стандартные автомобили. Вторыми по доступности премиальных машин являются жители Сахалина. В этом регионе таких семей 4,6%. Московские семьи располагаются на третьем месте по доступности покупки премиальных автомобилей с результатом 4,5%. При этом в Москве очень дорогих машин явно больше, чем 4,5%. Это может объясняться тем, что в исследовании рассматривались только трудовые доходы, а в Москве многие имеют большие доходы от финансовых операций (вклады, биржевая торговля), от собственности (аренда, рента) и от собственного бизнеса. Кроме того «богачи» из других регионов России часто значительное количество времени живут в Москве и пользуются в столице дорогими машинами. При этом согласно исследованию, в 21 регионе России хотя бы 1% семей могут себе позволить содержать и приобрести автомобиль стоимостью дороже 5 миллионов рублей.

В ряде регионов новый автомобиль в кредит не доступен почти никому

Как показали результаты рейтинга, для большого количества семей в значительной части регионов России приобретение нового даже недорогого автомобиля без значительных сбережений является трудно реализуемой задачей. В 31 регионе менее 15% семей могут приобрести и без особых сложностей обслуживать новый автомобиль стоимостью 490 тысяч рублей. Стоит отметить, что два года назад таких регионов было более 40, то есть доступность в небогатых регионах увеличивается. По всей видимости, жителям небогатых регионов приходится довольствоваться подержанными машинами, а также заметно ограничивать расходы на собственный транспорт. В частности, небогатые автовладельцы отказываются от необязательных страховок, осуществляют самостоятельное обслуживание автомобиля, а также ограничивают дальность и частоту поездок, чтобы меньше платить за бензин. 

Невысокая доступность автомобилей в регионах, занимающих нижние позиции в рейтинге, которые в основном представлены национальными республиками, во многом объясняется двумя факторами. С одной стороны, в таких регионах традиционно большой средний состав семей, что предопределяет низкий скорректированный семейный доход после вычета прожиточного минимума на каждого члена семьи. С другой стороны, в экономически слабых регионах наблюдаются невысокие зарплаты и зачастую высокая безработица, поэтому среднесемейные доходы от трудовой деятельности здесь не высоки.

Последнее место в текущем рейтинги занимает Республика Ингушетия, где лишь 5,1% семей могут позволить себе приобрести новый автомобиль за 490 тысяч рублей. Второе место с конца у Республики Дагестан, где 5,8% семей доступен новый автомобиль начального уровня. Тройку аутсайдеров замыкает Кабардино-Балкарская Республика, где новые автомашины могут себе позволить лишь 7% семей. Еще 6 регионов также характеризуются долей семей, для которых доступен недорогой автомобиль, ниже 10%. 

Доступность может расти только из-за роста доходов

Как показали результаты исследований РИА Рейтинг, дифференциация в доступности автомобилей очень высокая между регионами России, а основной вклад в эту разницу вносят различия в уровнях оплаты труда. Безусловно, стоимость страховок, бензина и ремонта автомобилей оказывают также ощутимое влияние, но радикально поменять ситуацию данные факторы не способны. 

В среднесрочной перспективе можно ожидать продолжения роста доступности машин. Во-первых, в стране наблюдается относительно быстрый рост средних зарплат (+12% в первом квартале 2018 года). Во-вторых, вслед за снижением процентных ставок покупка автомобилей в кредит станет ощутимо проще. В целом эти два фактора на горизонте двух лет могут поднять среднюю по стране доступность на 3-5 процентных пункта.

РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня»  международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА НовостиР-СпортРИА НедвижимостьПраймИноСМИ. МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.