Москва, 9 авг - РИА Новости. Падение фондовых и сырьевых рынков после известия о снижении кредитного рейтинга крупнейшей экономики мира было вполне закономерной реакцией инвесторов на изменение карты мировых рисков. По мнению экспертов «РИА-Аналитика», на самом деле, принципиально новой информации на рынок не поступило – все были достаточно хорошо осведомлены об экономических и долговых проблемах США. S&P лишь подвело черту под тем, что было свершившимся фактом. Тем не менее, учитывая роль мнений рейтинговых агентств, даже, несмотря на их пошатнувшуюся репутацию в период кризиса 2008 года, можно уверенно говорить о том, что формальное рейтинговое действие вызовет далеко не формальные последствия для мировой экономики, тем более, что это действие касается США, которые всегда было принято считать эталоном надежности и устойчивости.

Вообще, в целом одной из наиболее пострадавших сторон в результате снижения кредитного рейтинга США может стать Россия. За проблемы американской экономики, если все-таки ситуация выльется в новый полномасштабный кризис, вероятно, снова «отдуваться» будут россияне. Так, только за понедельник рубль обвалился к евро на 89 коп. и, кстати, к доллару на 70 коп., а фондовые индексы обновили годовые минимумы. И все это происходит на фоне падения цен на нефть и металлы. Скорее всего, США справятся со своими проблемами гораздо более спокойно и быстро – просто напечатав еще определенное количество долларов.

Если рассматривать мировую экономику в целом, то можно вспомнить такой афоризм: «Когда у экономки США насморк, то весь остальной мир бьется в лихорадке». Существует вероятность, что сейчас такая ситуация повторится, то есть проблемы американской экономики в других уголках света будут вызывать серьезные проблемы. Очень заметно могут пострадать страны, экспортирующие полезные ископаемые (в том числе и Россия), так как, весьма вероятно, будет в течение определенного времени наблюдаться заметное снижение цен на нефть и другие полезные ископаемые. Формально, в экономике США в эту пятницу ничего не произошло, а изменилась лишь оценка одного из многих рыночных игроков. Поэтому, вряд ли, из-за этого в мире разразится кризис, хотя в некоторых странах это отразится на экономике достаточно заметно. С другой стороны, нельзя недооценивать влияние понижения рейтинга на мировые рынки. Поэтому в случае, если произойдет дальнейшее снижение рейтинга США или рейтинг также будет снижен другим рейтинговым агентством из числа большой тройки, то это уже вполне может вызвать не просто глубокое падение, а настоящую панику на мировых рынках, а за ней и глобальный экономический кризис.

Рейтинг и рынки

Обвал на рынке «коммодити» в пятницу и понедельник (так, нефть только за понедельник упала в цене на 6%, а во вторник обвал продолжился) как нельзя лучше продемонстрировал, что этот рынок был очень перегрет и в основном подпитывался за счет спекуляций, а не реального спроса. Эксперты «РИА-Аналитика» уже говорили о том, что цена нефти не может дорожать такими темпами, притом что реальный спрос на нее почти не растет. Когда ливийский сценарий был отыгран, психологической опоры для того, чтобы нефть стоила так дорого, не стало. Нужен был только толчок, вроде того, что сделал S&P. По мнению экспертов «РИА-Аналитика», если администрация США и рейтинговые агентства не «договорятся» и не найдут общего языка, то товарный рынок ожидает падение, аналогичное тому, что было в 2008 году. При этом не следует уповать на возможное удешевление доллара, которое теоретически должно поддержать товарные рынки. В подобных ситуациях товарный рынок в большей степени обращает внимание на фондовые индексы.

За последние дни цена нефти растеряла почти весь задел, который был накоплен в предыдущие месяцы года. В последний раз она стоила так же дешево еще до эскалации вооруженного конфликта в Северной Африке. И если паника на фондовых рынках продолжится, то негативная динамика на нефтяном рынке, как и на рынках большинства цветных металлов, продолжится. Лучшим вариантом будет тот «справедливый уровень», от которого рынок нефти ушел в конце прошлого года, то есть $80-90 за баррель. При этом, вполне вероятно, что, наконец, произойдет ценовая унификация всех сортов нефти, и «Brent» будет снова стоить столько же, сколько WTI. А это значит, что европейская нефть будет падать стремительнее, чем американская. Напомним, что в 2008 году максимальный уровень цены нефти составлял $147 за баррель, тогда как среднегодовая величина составила всего $96 за баррель. Такой перепад значений был обусловлен слишком быстрым ростом в первой половине года и слишком глубоким обвалом во второй. Такой же сценарий может ожидать нефть в текущем году. По итогам семи месяцев 2011 года средняя цена нефти составила $112 за баррель, что существенно выше большинства прогнозов, высказываемых в начале года.

Аналогичный по глубине обвал ожидает рынок цветных металлов. Особенно это касается олова, никеля и меди – наиболее заспекулязированных из всех цветных металлов. Олово только за пятницу подешевело более чем на $1000 за тонну. Даже с учетом растущего спроса в Китае, рынок цветных, как и рынок нефти, был чересчур переоценен. Олово и медь уже превысили в цене докризисный уровень, что в принципе, невозможно на фоне проблем в США и Европе.

Менее трагично будут развиваться рынки черных металлов, которые и до этого не отличались большой активностью. Рынок стального проката, кстати, по той причине, что мало торгуется на биржах, является одним из самых хороших иллюстраторов нынешнего положения мировой экономики. Здесь цены до сих пор на 30-40% отстают от докризисного уровня. Сталепрокатчики скорее выиграют от нового витка кризиса, так как смогут получать сырье по более низким ценам.

Также не следует ожидать больших изменений на газовом рынке, так как он и до сих пор не отличался ажиотажным спросом. Однако при этом следует оговориться, что в данном случае речь идет о спотовом рынке, который благодаря американскому сланцевому газу уже давно находится в избыточном состоянии. Что касается газпромовского контрактного газа, который привязан к цене нефти, то его может ожидать существенное удешевление. Поэтому вполне возможно, что начатая европейцами борьба с Газпромом за снижение цен разрешится сама собой.

Особняком от всех товарных рынков, как это всегда бывало в подобных ситуациях, стоит золото. Этот металл в конце прошлой неделе почти вышел на новый ценовой рекорд – $1700 за тройскую унцию и, по всей видимости, это еще не предел. По оценкам экспертов «РИА-Аналитика», к концу года весьма вероятен уровень $2300 за тройскую унцию золота.

Можно ли повлиять на рейтинг

Вряд ли в экономике США произойдут существенные перемены в ближайшее время, поэтому ожидать изменения точки зрения S&P в обозримой перспективе, скорее всего, не стоит. Об этом говорило и само агентство. Более того, Standard & Poor's оценивает вероятность дальнейшего понижения рейтинга США как один к трем – с учетом текущего негативного прогноза рейтинг может быть понижен в течение ближайших 1 – 1.5 лет. А на возврат себе максимального рейтинга США, по расчётам специалистов Standard & Poor's, потребуется до 18 лет.

Возможный способ решения проблемы рейтинга для США – давление на S&P. Давление руководства США на S&P, вероятно, будет колоссальным – в этой стране слишком многое «завязано» на кредитные рейтинги крупнейших международных агентств (то же самое относится и к международным финансовым рынкам). Рычагов для этого давления у конгресса и администрации Белого дома более чем достаточно и первые активные шаги в попытках повлиять на рейтинговое агентство уже наблюдаются. Очень многие требования, прописанные в нормативных документах в США, связаны с наличием и уровнями рейтингов международных рейтинговых агентств. Во многом именно эти требования создают в конечном итоге денежные потоки и прибыль агентств. И этот клапан для S&P могут попытаться перекрыть. Кроме того, необходимо понимать, что Standard & Poor's, несмотря на свое позиционирование как международного рейтингового агентства имеет все-таки американские корни, и это также могут использовать в давлении на агентство. Проявив принципиальность, Standard & Poor's, вероятно, сможет отстоять свои позиции, в противном случае это очень сильно отразиться на репутации агентства – также негативно, как положительно сказалось принятое решение о понижении рейтинга США.

Пойти на попятную, если все-таки это придется делать, Standard&Poor's проще всего будет, публично изменив методологию. Такое уже наблюдалось в истории, правда, с другим агентством. Там не менее, судя по нынешним заявлениям, агентство твердо намерено доказать свою реальную независимость. К настоящему моменту S&P демонстрирует готовность идти дальше и уже начало понижать рейтинги аффилированным к американскому госсектору компаниям.

При этом возвращение рейтинга к наивысшим уровням может быть еще более критичным сигналом для рынка, чем его понижение. Если аналитики одного из крупнейших рейтинговых агентств мира признаются, что не понимают экономику США, то для простых инвесторов де-факто это становится еще одним свидетельством того, что в конечном итоге экономика богатейшей страны мира является «ящиком пандоры». И совершенно неизвестно, что все-таки в реальности она представляет.

Снижение рейтинга на руку Китаю

Китай крупнейший кредитор США, поэтому он в большей мере заинтересован в благоприятном развитии текущей ситуации. С одной стороны, Китай заинтересован в высоком рейтинге США, так как его инвестиции в американские долговые бумаги тогда защищены от обесценивания лучше всего (бумаги с наивысшим рейтингом наиболее ликвидны и наименее волатильны). При этом фактически у Китая нет альтернатив, так как не существует больше такого большого рынка ценных бумаг, кроме американского, куда Китай смог бы прийти и не быть, как слон в посудной лавке.

С другой стороны, для Китая снижение рейтинга США – это благая весть. Во-первых, Китаю нужна не мифическая надежность американских долговых бумаг, а реальная оценка рисков вложения своих средств. Например, китайское правительство создало собственное рейтинговое агентство, которое США присвоило не самый высокий рейтинг, то есть Китай и так давно осознавал снижение качества американского госдолга, а теперь нашел этому дополнительное подтверждение.

Во-вторых, Китай мыслит себя мировой державой, и некоторое ослабление Америки усиливает Китай в глазах остального мира. Это относительное усиление может быть материализовано в увеличение иностранных инвестиций и расширение деловых отношений с различными странами.

В-третьих, проблемы у США, как правило, приводят к тому, что цены на сырьевые товары снижаются. Поэтому более низкие цены на нефть, железную руду, уголь, газ и другие сырьевые товары могут поддержать китайскую экономику, так как Китай импортирует их в очень большом количестве.

По мнению экспертов «РИА-Аналитика», в целом в этой ситуации Китай является статистом, то есть повлиять на рейтинг США и ситуацию в целом он не может. Кроме того, у Китая нет возможности выйти из американских ценных бумаг, так как альтернативного способа вложения более 1 трлн долларов на данный момент не существует. При этом негативные последствия (некоторое обесценение инвестиций), скорее всего, будут сопровождаться позитивными влиянием на китайскую экономику.