Рэнкинги

Норильск и столицы лидируют в рейтинге по выбросам в атмосферу

11:00 06.08.2013

РИА Рейтинг - 6 авг. Норильск сохраняет за собой статус самого большого в России эмиссионера загрязняющих веществ в атмосферу. Причем объем выбросов этого города с двухсоттысячным населением более чем в два раза превышает объем выбросов многомилионной Москвы – 1959.5 тыс. тонн против 995.4 тыс. тонн за год. Об этом свидетельствует рейтинг городов по объему выбросов в атмосферу загрязняющих веществ в 2012 году, подготовленный экспертами РИА Рейтинг на основании данных Росстата. Города упорядочивались по объему выбросов (в рейтинг попало 100 крупнейших по показателю городов), отходящих от стационарных источников и от автомобильного транспорта.

Рейтинг городов России по объему выбросов в атмосферу
Рейтинг городов России по объему выбросов в атмосферу

Рейтинг городов России по объему выбросов в атмосферу загрязняющих веществ в 2012 году

Лидерство Норильска выделяется еще и тем, что его выбросы имеют преимущественно промышленную природу, тогда как доля автомобильных выбросов составляет всего 0.5%. В расположившейся на втором месте рейтинга Москве структура диаметрально противоположна – здесь на долю автомобилей приходится 92.8% выбросов. На третьем месте – Санкт-Петербург, также переполненный автомобилями, на долю которых здесь приходится 85.9% выбросов. При этом объем выбросов во второй российской столице вдвое меньше, чем в первой.

Если не считать обеих столиц, то первую десятку самых загрязняющих воздух городов страны представляют преимущественно металлургические, нефтеперерабатывающие или химические полисы. Так, на четвертом месте – Череповецк, где находятся крупные заводы по производству стального проката и аммиака (ЧерМК, Азот). На пятом месте – Асбест, чье название уже во многом объясняет высокое место в рейтинге. Следом идут – Липецк (НЛМК), Омск (ОНПЗ), Ангарск (АНХК), Магнитогорск (ММК). Почти во всех этих городах выбросы загрязняющих веществ имеют преимущественно промышленную природу. Далее вниз по списку эта тенденция в целом сохраняется. Впрочем, гомогенный фактор также играет большую роль в экологическом состоянии городов. В первой двадцатке рейтинга почти половина городов имеют статус милионников.

К позитивным факторам можно отнести то, что в большинстве городов рейтинга за последние годы наблюдалось улучшение ситуации и снижение объемов выбросов. Так, сокращение выбросов по расчетам РИА Рейтинг за последние два года зафиксировано – в 56 городах, рост – только в 36. Наибольшее снижение в сравнении с 2010 годом демонстрирует Стерлитамак – на 51%, а также Владивосток, Архангельск, Орск и Сыктывкар. Существенный рост наблюдается в Ноябрьске (на 90%), Якутске и Уссурийске – более чем на 40%.

Стоит отметить, что последнее место в рейтинге из 100 городов занял город Тамбов, который по количеству населения сопоставим с Норильском, имеет множество промышленных предприятий и в том числе химических. Тем не менее, объем выбросов Тамбова в 76.8 раз меньше, чем в никелевой столице России. Данная цифра характеризует громадный разрыв городов по величине рассматриваемого показателя, а также тот факт, что наличие тяжелой промышленности не всегда можно ассоциировать с обязательным загрязнением воздуха. 

Также примечательно, что в 45 городах рейтинга более половины загрязняющих выбросов приходится на автомобильные выхлопы. С одной стороны это свидетельствует об активной автомобилизации, с другой стороны, о невысоком качестве используемого бензина. 

По мнению экспертов «РИА Рейтинг», в ближайшие несколько лет существенных изменений в рейтинге ожидать не приходится. Отрыв лидеров достаточно велик и даже реализация масштабных экологических программ не способна радикально изменить ситуацию в короткие сроки. Тем не менее, в рамках рейтинга можно прогнозировать постепенное улучшение ситуации в городах с высокой долей промышленных выбросов. Это будет связано как с выбытием устаревших основных фондов промышленности, так и с постепенным эволюционным ростом экологичности производств. При этом в городах с высокой долей автомобильных выбросов особого улучшения наблюдаться не будет. Проводимая сейчас политика постепенного изъятия из оборота автомобильного бензина низкого экологического класса будет содействовать снижению выбросов. Так, в 2013 году под запрет попал бензин Евро-2, в 2014 году прекратится торговля бензином Евро-3. Однако положительный эффект от этого с «успехом» будет нивелироваться ростом числа автомобилей.