РИА Рейтинг – 6 июн. Ситуация на внутреннем рынке автомобильного топлива на данный момент выглядит довольно тревожно – это наиболее мягкое определение, если учесть, что во второй половине мая бензин на автозаправках дорожал на 10-20 копеек в день. Само по себе удорожание топлива в России – в независимости от динамики нефтяных цен – явление привычное и даже закономерное. В последний раз обратный ход наблюдался очень давно. Однако такой размашистый рост цен впечатлил всех – и потребителей и, наверно, даже производителей бензина.
Эксперты «РИА Рейтинг» полагают, что причин резкого скачка цен несколько. По сути то, то что мы наблюдаем, можно охарактеризовать недавно укоренившимся в экономике выражением «идеальный шторм», когда в одной точке сходятся сразу несколько неблагоприятных факторов, усиливая тем самым негативное влияние каждого. В данном случае вместе сошлись факторы – сезонный, экономический, политический и административный.
Сезонный фактор
С началом весны цена топлива в нашей стране поднимается – в той или иной степени, ежегодно и без исключений. В этот период начинается посевная, активизируются дачники и автотуристы.
Экономический фактор
В конце марта 2018 года цена нефти бодро стала рваться вверх и в течение довольно короткого времени преодолела сначала планку $60, следом же $70 и вскоре вплотную приблизилась к уровню $80 за баррель. Обычно в этих условиях дорожает и рубль, но что-то пошло не так, и рубль стал резко слабеть – это уникальный случай в российской экономике. Цена барреля в рублевом эквиваленте подскочила до 5000 руб. В результате, «нетбэк» (экспортная альтернатива) на рынке топлива стал быстро отрываться от внутренних биржевых цен. Иногда превышение «нетбэка» над биржевыми ценами составляло почти 10 тыс. рублей за тонну – такого никогда не бывало.
Экспортировать бензин и дизельное топливо стало очень выгодно. Экспорт действительно стал быстро расти, но это не значит, что на внутреннем рынке образовался дефицит. Производство бензина тоже растет. Просто, в силу того, что Россия – страна с открытой рыночной экономикой, внутренние цены на бензин стали стремиться к экспортному паритету – сначала на оптовом рынке, а затем и на розничном.
Политический фактор
Именно в этот же момент произошло усиление американских санкций, которые фактически парализовали внешнеторговую деятельность «РУСАЛа», параллельно привели к обвалу рынка акций и резкому ослаблению рубля, о котором говорилось выше.
Административный фактор
Во второй половине марта состоялись выборы Президента России. До этого момента динамика розничных цен на рынке была очень спокойной, хотя на биржевом рынке уже начиналась буря. За январь и февраль цены в рознице почти не выросли, в марте рост, по данным Росстата, составил всего 0,4%. За это же время (за три месяца) цена бензина АИ-95 на Санкт-Петербургской бирже выросла более чем на 10%. Очевидно, что рано или поздно плотину должно было прорвать, и ее прорвало уже в двадцатых числах марта. Кстати, нечто подобное наблюдалось и весной 2012 года.
К тому же отметим рост акцизов с 1 января и планировавшийся рост акцизов с 1 июля. Само по себе повышение акцизов не всегда приводит к росту цен в рознице, но в условиях «идеального шторма» это не могло не быть замеченным рынком.
Эксперты РИА Рейтинг полагают, что в ближайшее время рост цен стихнет. Вряд ли следует ждать их снижения, но по 10-20 копеек в день бензин дорожать уже не будет. Во-первых, акцизы оперативно снижены с 1 июня, и с 1 июля повышаться не будут. Во-вторых, рубль после санкционного пике укрепился, и «нетбэк» тоже стал снижаться. При этом цена нефти, скорее всего, уже не пробьет уровень $80 за баррель. И, наконец, авторитет ФАС у нефтяников должен возыметь должное.
РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.
МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА Новости, Р-Спорт, РИА Недвижимость, Прайм, ИноСМИ. МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.