РИА Рейтинг – 23 сен. В 2016 году, несмотря на то, что экономическая ситуация в России остается непростой, наметились некоторые позитивные тенденции. Одной из них является повышение кредитоспособности большинства российских регионов. Однако в некоторых субъектах РФ уровень долговой нагрузки остается на очень высоком уровне, что в свою очередь негативно влияет на уровень кредитоспособности. Об этом свидетельствуют динамика, рассчитываемого экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» индекса кредитоспособности регионов РФ

Одним из основных факторов, которые привели к повышению индекса кредитоспособности ряда регионов, является опережающий рост собственных доходов бюджетов по сравнению с объемами долга, что свидетельствует о снижении уровня долговой нагрузки. Как было отмечено в «Рейтинге регионов по уровню долговой нагрузки», рассчитанного Рейтинговым агентством «РИА Рейтинг», за первое полугодие 2016 года уровень долговой нагрузки сократился в 50 регионах против 28 по итогам 2015 года. Кроме того, в последнее время наблюдается тенденция к изменению структуры государственного долга субъектов РФ – доля коммерческих кредитов снижается, а доля недорогих бюджетных кредитов растет, что ведет к снижению стоимости заимствований. 

По итогам первого полугодия 2016 года, суммарный объем государственного долга регионов РФ почти не изменился по сравнению с началом года (-0,2%) и составил 2,31 триллиона рублей. Доля бюджетных кредитов в структуре суммарного государственного долга субъектов РФ составила 45,6%, а доля коммерческих кредитов сократилась до 32,7%, в то время как еще в начале 2016 года коммерческие кредиты преобладали в структуре госдолга и их доля превышала 41%. На фоне практически не изменившегося долга, суммарные налоговые и неналоговые доходы субъектов по итогам первого полугодия 2016 года выросли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 6,4%.

У 7 регионов РФ индекс кредитоспособности повысился более чем на 10 пунктов

В первом полугодии 2016 года индекс кредитоспособности повысился у 58 субъектов РФ и у двух (Москвы и Санкт-Петербурга) остался на максимально возможном уровне. Снизился индекс только у 23 субъектов РФ, причем у многих из них снижение было незначительным. Индекс кредитоспособности рассчитывается только для регионов, у которых есть государственный долг. Таких регионов на 1 июля 2016 года было 83. Индекс не рассчитывался для Сахалинской области и г. Севастополь, государственный долг которых равен нулю.

Лидерами по росту индекса кредитоспособности стали Новосибирская область, Нижегородская область, Воронежская область, Магаданская область, Ростовская область, Чувашская Республика и Вологодская область, у которых показатель повысился более чем на 10 пунктов. Причем у большинства из этих субъектов РФ значение индекса находится на высоком уровне, что свидетельствует о хороших возможностях обслуживать свои долговые обязательства. Индекс кредитоспособности и 4 из 7 названных регионов превышает 70 пунктов, а еще у двух – 50 пунктов из 100 максимально возможных. 

Индекс кредитоспособности Новосибирской области повысился на 16,8 пунктов и на 1 июля 2016 года составил 80,1. Основным фактором роста стало увеличение доходов на фоне снижения государственного долга. В первом полугодии 2016 года объем государственного долга области снизился на 5%, при этом налоговые и неналоговые доходы регионального бюджета выросли на 11,8% по сравнению с первым полугодием 2015 года. Кроме того, значительно снизился дефицит бюджета. К позитивным факторам можно отнести и снижение задолженности по налогам и сборам. 

Повышению индекса кредитоспособности Нижегородской области на 13,3 пункта также способствовал рост налоговых и неналоговых доходов областного бюджета на фоне снижения объемов государственного долга. При этом область заместила значительную часть коммерческого долга бюджетными кредитами – доля  бюджетных кредитов выросла с 21% на 1 января 2016 года до 32% на 1 июля 2016 года. Дефицит областного бюджета Нижегородской области снизился почти в 2 раза и его объем по итогам 1 полугодия составляет все 4,2% собственных доходов. При этом в качестве негативного фактора необходимо назвать рост задолженности по налогами и сборам, объем которой за 6 месяцев 2016 года вырос на 13,4%. Однако ее уровень остается на приемлемом уровне и не превышает 5% годовых платежей. 

У Воронежской области, индекс кредитоспособности которой повысился с 62,5 на 1 января 2016 года до 75,5 на 1 июля 2016 года, государственный долг за первое полугодие 2016 снизился на 11,8%, при этом налоговые и неналоговые доходы бюджета выросли на 6,9%. В структуре долга доля дешевых бюджетных кредитов выросла с 20,5% до 38,5%. Областной бюджет по итогам первого полугодия 2016 года исполнен с профицитом, в то время как по итогам аналогичного периода предыдущего года был профицит. Среди экономических показателей Воронежской области, позитивно повлиявших на индикатор кредитоспособности, можно отметить рост промышленного производства по итогам первого полугодия 2016 года на 2%, что выше общероссийского показателя. Доля прибыльных предприятий остается на высоком уровне, хотя и снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. 

Индекс кредитоспособности Магаданской области вырос на 11,3 пункта и на 1 июля 2016 года составил 33,1. Это было обусловлено ростом доходов областного бюджета и сокращением дефицита бюджета. Суммарные доходы областного бюджета Магаданской области в первом полугодии 2016 года выросли на 32,5%, а налоговые и неналоговые доходы – на 58,8%. При этом объем государственного долга вырос всего на 4,1%, а следовательно снизилась долговая нагрузка. Кроме того, к позитивным факторам можно отнести существенное на 30,4% снижение задолженности по налогам и сборам. При этом по итогам первого полугодия 2015 года в области снизилось промышленное производство, что вступило в качестве сдерживающего фактора для повышения индекса. 

В первом полугодии 2016 года в Ростовской области снизился уровень долговой нагрузки за счет роста налоговых и неналоговых доходов областного на 20,5%, в то время как объем госдолга практически не изменился. В структуре госдолга доля бюджетных кредитов выросла с 13% до 24,4%. Эти факторы способствовали повышению индекса кредитоспособности области 10,7 пункта.

Рост собственных доходов бюджета на 13% и снижение объемов государственного долга на 9,8% стали основными причинами повышения индекса кредитоспособности и у Чувашской Республики. Значение показателя республики на 1 июля 2016 года составило 53,1, что на 10,5 пункта выше, чем в начале года. 

Повышению индикатора кредитоспособности Вологодской области на 10,1 пункт также способствовало снижение уровня долговой нагрузки. В первом полугодии 2016 года объем государственного долга области практически не изменился, при этом налоговые и неналоговые доходы бюджета вросли по сравнению с первым полугодием 2015 года почти на 30%. 

Более чем на 5 пунктов индекс кредитоспособности снизился только у 4 субъектов РФ

Как уже говорилось выше, индекс кредитоспособности снизился у 23 регионов, при этом у большинства из них снижение было незначительным. Более чем на 5 пунктов индекс снизился только у Ярославской области, Кемеровской области, Тульской области и Ненецкого автономного округа.

Снижение индекса кредитоспособности Ярославской области было обусловлено ростом объемов госдолга на фоне сокращения налоговых и неналоговых доходов. Объем государственного долга области в первом полугодии 2016 года вырос на 21%, при этом собственные доходы снизились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 3.3%. Кроем того, существенно вырос дефицит бюджета, а также задолженность по налогам и сборам. 

Такие же причины привели к ухудшению индекса кредитоспособности Кемеровской области, значение которого снизилось на 7,9 пунктов. В первом полугодии 2016 года государственный долг Кемеровской области вырос, в то время как налоговые и неналоговые доходы снизились. Дефицит областного бюджета вырос с 741 миллионов рублей в первом полугодии 2015 года до 4,8 миллиардов в первом полугодии 2016 года. Вместе с тем в области по итогам первого полугодия 2016 года индекс промышленного производства составил 108,3%, что существенно опережает общероссийский показатель (100,4%). Сохранение наметившейся тенденции будет способствовать повышению кредитоспособности.

Сокращение налоговых и неналоговых доходов областного бюджета также стало следствием снижения индекса кредитоспособности Тульской области. Кроме того, негативную динамику показателя определяло сокращение доли прибыльных предприятий и рост задолженности по налогам. В то же время необходимо отметить, что значение индекса кредитоспособности Тульской области, несмотря на снижение, остается на довольно высоком уровне. 

В первом полугодии 2016 года суммарные доходы окружного бюджета Ненецкого автономного округа сократились на 36,4%, налоговые и неналоговые доходы – на 35,9%, а дефицит бюджета вырос в 2 раза. При этом государственный долг вырос в 3,8 раза. Эти факторы привели к снижению индекса кредитоспособности Ненецкого автономного округа с 69,7 до 63,8 пунктов. При этом необходимо отметить, что, несмотря на столь существенный рост государственного долга, его объем остается на приемлемом уровне и не превышает 30% налоговых и неналоговых доходов.

По итогам первого полугодия 2016 года у 39 регионов значение индекса кредитоспособности превышало 50, что против 36 регионов по итогам 2015 года. При этом индекс кредитоспособности ниже 30 был у 16 субъектов РФ, что на четыре региона меньше, чем в начале года. Индекс кредитоспособности ниже 20 остается только у 2 субъектов РФ. 

Лидеры по индексу кредитоспособности в первом полугодии не изменились. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга ими остаются Московская область, Ленинградская область, Республика Татарстан и Тюменская область, у которых индекс кредитоспособности выше 90. Все эти субъекты РФ наряду с хорошим уровнем социально-экономического развития характеризуются низким или умеренным уровнем долговой нагрузки и хорошей обеспеченностью бюджетов собственными доходами. В большинстве регионов – лидеров по индексу кредитоспособности отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам составляет менее 10%. Исключением являются Московская область и Республика Татарстан, где данный показатель на 1 июля 2016 года составляет соответственно 28,1% и 51,3%. При этом доходная часть региональных бюджетов данных регионов более чем на 80% формируется за счет собственных доходов.

У регионов с низким значением индекса, напротив, доля собственных доходов в структуре доходов региональных бюджетов находится на низком уровне. 

Прогнозы на 2016 год

По итогам 2016 года, вероятнее всего, индекс кредитоспособности российских регионов существенно не измениться. С одной стороны, в настоящее время наблюдается тенденция к росту доходов региональных бюджетов, что способствует росту индекса. С другой стороны, позитивное влияние данного фактора на индекс может быть нивелировано ростом долговых обязательств в конце года. Объем госдолга традиционно наращивается в конце года, когда региональным властям требуются дополнительные финансовые ресурсы для выполнения бюджетных обязательств, а в середине года наблюдается или сокращение долгового бремени, или замораживание объемов. Кроме того, в конце года возможен опережающий рост расходов, что также будет оказывать давление на индекс. 

Вместе с тем последнее время региональные власти проводят консервативную долговую политику, вследствие чего эксперты «РИА Рейтинг» не ожидают значительного повышения уровня долговой нагрузки. В структуре госдолга, скорее всего, сохраниться тенденция постепенного замещения дорогих коммерческих кредитов, более дешевыми бюджетными. Это будет способствовать снижению стоимости заимствований.

По итогам года лидирующие позиции по индексу кредитоспособности сохранят экономически развитые регионы с высоким уровнем беспечности доходной базы бюджетов собственными ресурсами. К ним можно отнести нефтегазовые регионы и регионы с хорошим развитием перерабатывающих производств, в частности ВПК, получающий в настоящее время устойчивое финансирование.

Методика индекса

Индекс кредитоспособности российских можно рассматривать в качестве индикатора, характеризующего возможности региона обслуживать государственные долговые обязательств. Значение индекса может изменяться в диапазоне от 0 (минимально возможное / худшее значение) до 100 (максимально возможное / лучшее значение). Индекс рассчитывается для регионов, у которых есть государственный долг. Соответственно на 1 июля 2016 года индекс не рассчитывается для Сахалинской области и г. Севастополь, государственный долг которых равен нулю. 

Методика расчета индекса кредитоспособности региона основывается на агрегировании показателей, которые позволяют оценить возможности субъекта РФ выполнять свои долговые обязательства. При расчете индекса учитывались показатели, характеризующие долговую нагрузку региона, его бюджет и экономику. 

Для оценки долговой нагрузки анализировались следующие показатели: отношение государственного долга к объему собственных доходов, отношение прямого долга к объему собственных доходов, отношение коммерческого долга к объему собственных доходов, отношение общего долга субъекта РФ к объему собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, отношение общего долга субъекта РФ к объему ВРП субъекта РФ. 

В группу «Бюджет» включены такие показатели как: Доля собственных доходов в суммарном объеме доходов, доля безвозмездных перечислений из федерального бюджета за вычетом поступлений налогов в федеральный бюджет в суммарных доходах, доля дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов РФ в суммарных доходах, отношение дефицита / профицита бюджета к собственным доходам, отношение собственных доходов к текущим расходам бюджета.

В группу «Экономика» включены следующие показатели: масштаб экономики, уровень диверсификации экономики, уровень износа основных фондов, инвестиции в основной капитал, доля прибыльных предприятий, отношение задолженности по налогам к суммарному объему налоговых платежей.

Индекс кредитоспособности российских регионов в PDF-формате >>

РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке состояния компаний, регионов, банков, отраслей и кредитных рисков. Основными направлениями деятельности агентства являются: присвоение кредитных рейтингов и рейтингов надежности банкам, предприятиям, регионам, муниципальным образованиям, страховым компаниям, ценным бумагам, другим экономическим объектам; экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.  

МИА «Россия сегодня»  международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА НовостиР-СпортРИА НедвижимостьПраймИноСМИ. МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.