Промышленность оказалась одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики в 2010 году – рост промышленного производства составил 8.2%. Это один из самых высоких результатов в новейшей истории России. Более высокий результат был отмечен только в 2000 и 2003 годах. Такой существенный прирост в 2010 году во многом обусловлен фактором низкой базы, но промышленности удалось в большей степени восстановить докризисный уровень, чем это наблюдалось в отношении ВВП, инвестиций, строительства и ряда других экономических показателей.

В то же время динамика промышленного производства в отраслевом разрезе была неоднородной. Если одни отрасли показали очень существенный рост, то динамика других была относительно скромной. Так, например, если производство транспортных средств и оборудования выросло на 32.2%, то добыча полезных ископаемых – лишь на 3.6%. В какой степени текущая позитивная динамика повлияла на финансовое положение отраслей, которое является одним из определяющих факторов для инвесторов, можно ли делать на основе этого выводы относительно устойчивости складывающихся тенденций, какие отрасли находятся в лучшем финансовом положении? Ответы на эти вопросы может дать рейтинг финансового состояния отраслей российской промышленности, подготовленный экспертами "РИА-Аналитика" по итогам 2010 года.

Методика рейтинга предполагает ранжирование отраслей на основе агрегирования ряда ключевых показателей, характеризующих те или иные аспекты финансового положения отрасли. Источником данных для составления рейтинга являлся Росстат.

Первую позицию в рейтинге занимает отрасль "производство кокса и нефтепродуктов", которая была лидером рейтинга и в 2009 году. Наибольшее влияние на отраслевые результаты в данном случае оказала нефтепереработка, которая имеет наибольший вес в отрасли (в суммарном сальдированном финансовом результате отрасли на долю производства нефтепродуктов приходится 98.9%). По объемам производства нефтепереработка в 2010 году вышла на рекордный уровень по всем группам продукции (первичная переработка, производство бензина, дизельного топлива и топочного мазута). Рост производства в отрасли в 2010 году был обусловлен увеличением спроса на внешнем рынке, а также существенным увеличением экспорта российского мазута и дизельного топлива. Высокие цены на топливо обусловили высокий уровень выручки и прибыли отрасли, что нашло отражение в высоких показателях рентабельности и самой высокой в рейтинге производительности труда.

Вторую строчку в рейтинге занимает отрасль "добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических". При относительно умеренных темпах роста производства в 2010 году финансовые позиции отрасли были довольно сильны. Это во многом определяется высоким спросом и благоприятной конъюнктурой рынка металлической руды. Прибыль предприятий отрасли в 2010 году выросла в 2.4 раза. Рентабельность продаж и рентабельность активов составили 54% и 16.6% – это самые высокие значениями в рейтинге. По сравнению с 2009 годом отрасль поднялась в рейтинге на 3 позиции.

На третьем месте – добыча топливно-энергетических полезных ископаемых. Вхождение этой отрасли в лидирующую тройку не удивительно. Россия демонстрирует положительную динамику добычи – второй год подряд. При этом объем добычи в 2010 году  на фоне роста цен  на нефть достиг рекордного значения. Впервые в новейшей истории был превзойден уровень добычи 10 млн. баррелей в день. По объему добычи нефти Россия уже несколько лет опережает Саудовскую Аравию и занимает лидирующие позиции в мире. Рост прибыли в условиях благоприятной конъюнктуры на мировых рынках сырья демонстрировали практически все компании и нефтяной и газовой отраслей.

Прибыль предприятий отрасли "добыча топливно-энергетических полезных ископаемых" выросла на 36.7%. Это не могло не сказаться на рентабельности продаж, которая составила 33.1%. Отрасль характеризуется самым высоким в рейтинге коэффициентом автономии, характеризующим ее финансовую независимость. Значительную роль в формировании хорошего  финансового состояния отрасли сыграл как внутренний спрос на продукцию ТЭК, так и экспорт, который уверенно растет как абсолютном, так и относительном выражении. Доля топливно-энергетических товаров в экспорте России выросла с 66.7% в 2009 году, до 67.5% в 2010 году.

Отметим, что сильное позиционное снижение в рейтинге по сравнению с прошлым годом произошло в электроэнергетике (опустилась на три места), хотя в 2010 году было отмечено рекордное увеличение спроса на электроэнергию. Наибольший вклад в этот прирост внесло посткризисное восстановление экономики, но немалое значение имели также аномальные морозы в начале года и небывалая жара в III квартале. Аномальные морозы и жара не только стимулировали спрос на электроэнергию, но и привели к повышению цен на нее на конкурентном рынке. В пиковые периоды цена электроэнергии в Европейской ценовой зоне зашкаливала за планку 1000 руб./кВт ч. В среднем за год цена электроэнергии на конкурентном рынке в европейской зоне поднялась на 30% относительно 2009 года. Снижение позиций отрасли в рейтинге объяснить только фактором высокой базы. В 2009 году, когда в большинстве отраслей произошло существенное ухудшение всех финансовых показателей, электроэнергетика была одна из немногих, где сальдированный финансовый результат был положительным. В 2010 году ситуация стабилизировалась и отрасль заняла свое среднее многолетнее положение.

Отрасль "производство машин и оборудования", которую можно считать зеркалом процессов модернизации и инноваций, занимает в рейтинге скромное 12 место, сдав две позиции по сравнению с 2009 годом. Несмотря на сравнительно высокий темп роста (12.2%), объем производства в этой отрасли существенно отставал от докризисного уровня. При этом в отдельных секторах отрасли ситуация еще более ухудшилась. В частности, в сельскохозяйственном машиностроении спад по сравнению с 2009 годом составил 20%, а по сравнению с 2008 годом – 40%. Также отмечены очень низкие объемы производства строительной и дорожно-строительной техники, металлургического оборудования.

Замыкают строчки рейтинга отрасли "производство транспортных средств и оборудования", "текстильное и швейное производство" и "обработка древесины и производство изделий из дерева".

В 2010 году отрасль "производство транспортных средств и оборудования" продемонстрировала высокие темпы роста (индекс промышленного производства в отрасли составил 132.2% к уровню предыдущего года). Большой вклад в позитивную динамику отрасли  внесли автопроизводители – производство автомобилей, прицепов и полуприцепов увеличилось на 70.4%, а в числе лидеров были производители легковых автомобилей (рост – в 2 раза). Немаловажную роль здесь сыграли  стимулирующие меры правительства. Как пример – это растущий спрос на автомобили АВТОВАЗа. Утилизационная программа позволила существенно разогреть потребительский спрос и повысить объемы продаж автомобилестроительных заводов. В то же время сам по себе такой высокий рост является не чем иным, как результатом эффекта низкой базы 2009 года, а по абсолютному объему производства отрасль пока не вышла на докризисный уровень. Поэтому говорить о том, что это привело к существенному улучшению финансовых показателей автомобилестроительных заводов не приходится. Речь, скорее, идет о частичном восстановлении существенно пошатнувшихся позиций в кризис. Рентабельность в отрасли остается на низком уровне, а уровень долговой нагрузки (отношение заемных средств к обороту) самый высокий среди отраслей промышленности, представленных в рейтинге.

Несмотря на то, что прибыль отрасли "текстильное швейное производство" в 2010 году увеличилась на 4.8%, экономическое положение большинства предприятий остается тяжелым. В отрасли низкая рентабельность (5.4%), самая высокая среди отраслей в рейтинге доля просроченной задолженности в заемных средствах. Высокая конкуренция с импортом, недостаток инвестиций, устаревшее оборудование – вот те факторы, которые не позволяют отечественной легкой промышленности получать большие доходы и иметь стабильные предпосылки для укрепления финансового положения.

Отрасль "Обработка древесины и производство изделий из дерева" занимает самую последнюю строчку рейтинга. И это - несмотря на то, что динамика производства в отрасли была положительной в 2010 году (индекс производства в 2010 году составил 111.4%). Все показатели отрасли находятся на очень низком уровне. Рентабельность активов составляет лишь 0.2% при среднем в рейтинге – 7.1%, а коэффициент текущей ликвидности – 128.4% при среднем значении по рейтингу – 181.9%.

В 2011 году вряд ли стоит ожидать существенных изменений в позициях рейтинга, тем не менее ряд изменений все же произойдет. Высокие цены на нефть продолжат оказывать положительное влияние как на нефтедобычу, так и на нефтепереработку. Постепенный выход мировой экономики из кризиса и продолжающийся рост китайской экономики по-прежнему будут стимулом для  спроса на металл, что обусловит хорошие финансовые результаты для металлургии и добычи сырья.  В электроэнергетике ситуация будет зависеть от динамики тарифов в условиях полной либерализации рынка, а также от готовности правительства не вмешиваться в процесс ценообразования на электроэнергию, если рост тарифов все же превзойдет некий социальный порог. Неблагоприятным образом на финансовом состоянии отрасли будет сказываться ценовая ситуация на топливном рынке. Поэтому наиболее вероятно ожидать снижения позиций в рейтинге отрасли "производство, передача и распределение электроэнергии" в 2011 году.

Фактор имортозамещения в условиях укрепления рубля и уменьшения спроса на отечественные автомобили не смогут не сказаться на финансовых результатах отрасли "производство транспортных средств и оборудования". В связи с этим отрасль, скорее всего, не сможет улучшить позиции в рейтинге.

Импортозамещение повлияет и на другие отрасли, создающие продукты с высокой добавленной стоимостью. Наиболее уязвимая из них – "производство машин и оборудования", которая, в сильной степени зависит от внутреннего спроса и процессов курсообразования на валютном рынке. В свою очередь в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования ожидается дальнейшее улучшение финансовых показателей за счет активного спроса со стороны энергетического комплекса, и соответственно рост позиций в рейтинге.

Депрессивные отрасли "текстильное и швейное производство" и "обработка древесины и изделий из дерева" вряд ли смогут существенно улучшить свое финансовое положение - проблемы, связанные с низкой эффективностью производства и высокой конкуренцией со стороны импортной продукции сохранятся.

Методика рейтинга >>

Рейтинг финансового состояния отраслей промышленности по итогам 2010 года - скачать файл в pdf-формате (101 Kb) >>

Рейтинг финансового состояния отраслей - скачать рейтинг в виде графика в pdf-формате (121 Kb) >>

Рейтинг по рентабельности продаж >>

Рейтинг по производительности труда >>

Рейтинг по коэффициенту автономии >>

Рейтинг по рентабельности активов >>

Рейтинг по доле просроченной задолженности в заемных средствах >>

Рейтинг по коэффициенту текущей ликвидности >>

Рейтинг по отношению заемных средств к обороту >>