Рэнкинги

Доходы PR-компаний уверено растут – итоги рейтинга 2014

РИА Рейтинг – 10 июн. Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» подготовило второй рейтинг коммуникационных (PR) компаний, работающих на российском рынке, по объемам бизнеса в 2013 году. 

По сравнению с первым рейтингом число PR-компаний, раскрывших данные о результатах своей деятельности, возросло с 22 до 31. Впрочем, часть игроков рынка все еще находится в «тени». Тем не менее рост числа участников вселяет оптимизм в отношении дальнейшей положительной динамики процесса повышения информационной прозрачности рынка PR-услуг.

Рейтинг PR-компаний по объемам бизнеса
Рейтинг PR-компаний по объемам бизнеса

Рейтинг PR-компаний по объемам бизнеса

Лидирует в рейтинге Центр стратегических коммуникаций «Апостол» с выручкой от PR-деятельности на уровне 1030.2 миллионов рублей. В первую пятерку крупнейших коммуникационных компаний России вошли также компания Market Group с 756.3 миллионами рублей выручки, АГТ (750.1 миллион рублей), «Михайлов и партнеры» (743.6 миллиона рублей) и SPN Communications (692 миллиона рублей). 

Наибольший прирост доходов из компаний рейтинга продемонстрировали ФРОС «Region PR», Insiders и AVANGARD Global Communications. Всего выручку в 2013 году увеличили 27 из 31 компании рейтинга. Крупнейшим по численности PR-специалистов стал Центр стратегических коммуникаций «Апостол» (227 человек), максимальный объем доходов на одного специалиста продемонстрировала компания Market Group. 

Важно отметить, что по итогам 2013 года в рейтинг попали пять коммуникационных компаний с головными офисами в российских регионах – это крупнейшая из них компания Newton PR&Communications из Екатеринбурга, SP Media из Перми, Growth из Тулы, «Априори» из Казани и воронежская ФРОС «Region PR». 

Концентрация рынка коммуникационных услуг в России, как показали результаты рейтинга, продолжает оставаться высокой – на первые 10 компаний - участников рейтинга приходится почти 80% всей выручки от PR-деятельности.

В целом, по компаниям, включенным в рейтинг, можно сделать вывод о том, что выручка в PR-отрасли в прошедшем году росла немного быстрее численности персонала. В результате средняя наработка на одного PR-специалиста за год возросла на 15%. 

Как показало исследование рынка на основе данных анкет компаний рейтинга, наибольший объем доходов от видов PR-деятельности в 2013 году наблюдался от PR-сопровождения маркетинга В2С/В2B – на него пришлось около 25% совокупных доходов участников рейтинга, предоставивших данных. Впрочем, в зависимости от компании доля этого вида деятельности колебалась от 0% до 100%. На втором месте оказались корпоративные коммуникации – 18% совокупных доходов, Digital-коммуникации сместились с прошлогоднего второго на третье место (около 16% выручки коммуникационных компаний). Самые низкие доходы по выборке рейтинга пришлись на долю политических коммуникаций – менее 1% и внутренние коммуникации – около 3%.

Крупнейшими покупателями услуг PR-агентств в прошлом году, согласно данным компаний, вошедших в рейтинг, стали производители и дистрибьюторы потребительских товаров – на них пришлось около 25% выручки участников. На втором и третьем месте расположились промышленность и органы государственной власти – они обеспечили по 19% выручки.

Рейтинг по объему бизнеса базируется на показателе выручки от PR-деятельности компаний за вычетом НДС и внешнего субподряда, данные по которому были предоставлены участниками рейтинга. Методика построения рейтинга на основе оценки выручки получила одобрение представителей компаний в процессе обсуждения на круглых столах, согласована рабочей группой по составлению национального рейтинга коммуникационных компаний, состоящей из представителей PR-ассоциаций и экспертного сообщества, получила одобрение Ассоциации компаний-консультантов в сфере общественных связей (АКОС). Методологические подходы к составлению рейтинга соответствуют общемировой практике. 

Опубликованный «Рейтинг коммуникационных (PR) компаний по объемам бизнеса в 2013 году» станет интегральной частью очередного Национального рейтинга коммуникационных компаний, который будет включать в себя как финансовый аспект, так и другие показатели.