РИА Рейтинг – 13 июл. Близящийся к завершению Чемпионат мира по футболу 2018 в России можно назвать вполне успешным во всех аспектах, а в ряде моментов он и вовсе прошел просто фантастически. России в наследство от проведения столь масштабного турнира останется очень многое: новая транспортная инфраструктура, большое количество позитивных эмоций, опыт масштабного планирования и организации мероприятий, позитивный имидж страны, хорошая реклама России как туристического направления, и многое другое.
Безусловно, положительные эффекты от проведения турнира будут ощущаться еще достаточно долго, в частности, спортивная инфраструктура будет радовать российских болельщиков и далее, а не только те 3 миллиона болельщиков, которые непосредственно посетили матчи чемпионата. При этом все же интересно сравнение стоимости инфраструктуры, подготовленной к ЧМ 2018, с аналогами в других странах. Для этого эксперты РИА Рейтинг подготовили исследование стоимости стадионов на различных чемпионатах мира. Для корректности сравнения стоимость строительства или реконструкции нормировалась на число болельщиков, посетившего матчи на данном стадионе, кроме того, учитывалась долларовая инфляция.
В России матчи проводились на 12 стадионах в 11 городах: Калининград Арена в Калининграде, Мордовия Арена в Саранске, Волгоград Арена в Волгограде, Екатеринбург Арена в Екатеринбурге, Арена Санкт-Петербург в Санкт-Петербурге, Ростов Арена в Ростове-на-Дону, Самара Арена в Самаре, Арена Нижний Новгород в Нижнем Новгороде, Спартак в Москве, Арена Казань в Казани, Лужники в Москве и Фишт в Сочи.
По оценкам РИА Рейтинг, в среднем стоимость строительства и (или) реконструкции стадионов на одного болельщика составила 1,25 тысячи долларов. Это величина несколько ниже медианного значения в 1,55 тысячи долларов из 38 стадионов на последних 5 мундиалях, проанализированных экспертами РИА Рейтинг.
В целом видно, что самые дорогие стадионы были в Японии и Корее, бразильские и российские стадионы примерно на одном уровне, а Чемпионат мира 2006 года в Германии характеризуется достаточно низкими капитальными расходами на подготовку спортивной инфраструктуры. Хороший результат Германии не удивителен, так как это развитая страна и футбол там очень любят, поэтому хорошие стадионы там есть много где и к первенству их следовало лишь реконструировать, а не строить с нуля.
Самым «дорогим» в таком плане стадионом России стал калининградский, где прошло 4 матча, и который непосредственно посетили 132 тысячи болельщиков. В пересчете на одного болельщика расходы на возведение арены составили 2,3 тысячи долларов. Это седьмое место в списке проанализированных стадионов. При этом весь верх самых дорогих стадионов оккупировали японские и корейские арены. Во-первых, их строили уже давно относительно сегодняшнего момента и поэтому с учетом инфляции они стоили очень дорого, а во-вторых, тот чемпионат был не очень популярен, и отдельные стадионы зачатую заполнялись лишь на 2/3 и принимали по 3-4 матча, а не 4-6 как обычно на чемпионатах.
Вторым по относительной стоимости российским стадионом стала Арена Мордовия, располагающаяся на 14 позиции межу бразильской Ареной да Амазония и Стадионом Тэгу в Корее. Позиции с 16 по 19 подряд занимают четыре российских стадиона: в Волгограде (1,74 тысячи долларов), в Екатеринбурге (1,67 тысячи долларов), в Санкт-Петербурге (1,64 тысячи долларов) и в Ростове (1,59 тысячи долларов).
Наиболее «дешевым» из проанализированных стадионов оказался сочинский Фишт. Там прошли 6 матчей и его посетили 264 тысячи болельщиков. Стоимость реконструкции после Олимпиады 2014 под требования Чемпионата мира у этого стадиона в пересчете на одного болельщика составила всего 305 долларов, что, например, в 16 раз меньше, чем у Саппоро Доум на Чемпионате мира 2002.
Также относительно недорогой получилась реконструкция московского стадиона Лужники. И хотя в абсолютных цифрах затраты значительные, но стадион за время ЧМ- 2018 примет почти 550 тысяч болельщиков, что даст результат 835 долларов в среднем на болельщика (33 место из 38).
РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.
МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА Новости, Р-Спорт, РИА Недвижимость, Прайм, ИноСМИ. МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.