Москва, 17 окт - РИА Новости. Эксперты Центра экономических исследований «РИА-Аналитика», основываясь на данных статистики государств Европы, подготовили очередной рейтинг стран по ценам на бензин. Рейтинг составлен по состоянию на конец сентября 2011 года по ценам на бензин с октановым числом 95 (в России с октановым числом 95 и выше). Анализ цен производился путем пересчета местной валюты в рубли по курсу ЦБ РФ.

Комментарии и инфографика к рейтингу опубликованны в газете Московские новости №141 от 17 октября 2011 года, а также их можно посмотреть на сайте газеты.

В первой пятерке лидеров рейтинга по сравнению с предыдущим рейтингом (по итогам I полугодия 2011 года) неизменной осталась только позиция лидера – Норвегии, где цена бензина в пересчете на российские рубли в конце сентября 2011 года составила 76.0 руб. за литр. На второе место в рейтинге вышла все сильнее увязающая в финансовых проблемах Греция. Литр 95-го бензина в конце сентября 2011 года в этой стране стоил 73.5 руб. Во многом это связано с тем, что власти страны любой ценой – в том числе и за счет налогов на бензин - пытаются хоть немного сбалансировать свой бюджет. В тройку лидеров также вошли Нидерланды (72.3 руб. за литр). Достаточно дорог бензин текущей осенью в рублевом выражении и в таких странах как Дания и Италия (70.2 руб. и 69.6 руб. за литр 95-го бензина соответственно).

Дешевле всего заправка автомобиля, по оценкам экспертов «РИА-Аналитика», обойдется в Казахстане, однако функционирование таможенного союза продолжает сближать цены в наших странах, особенно если учесть разразившийся в этой стране в последнее время топливный кризис. По итогам сентября литр 95-го бензина в Казахстане стоил 27.9 российских рублей (22.3 руб. за литр кварталом ранее). Россия в III квартале 2011 года переместилась на второе с конца место в рейтинге по стоимости бензина, поменявшись с местами с Белоруссией. В России литр бензина с октановым числом 95 и выше на конец сентября в среднем стоил 28.2 руб., в Белоруссии – 29.6 руб. Впрочем, если использовать для расчетов неофициальный курс белорусской валюты, то бензин в Белоруссии по-прежнему дешевле российского. В пятерке «аутсайдеров» рейтинга также Украина (41.0 руб. за литр) и Польша (51.4 руб.).

Причины сложившегося расположения стран в рейтинге прежние: во-первых, различные системы налогообложения с существенно отличающимся уровнем налоговой нагрузки на бензин. Во-вторых – наличие собственной нефти и/или практики регулирования цен на топливо. Причем примечательно, что почти для каждой страны Европы набор факторов ценообразования свой, а наличие залежей нефти иногда совсем не влияет на стоимость бензина в стране. Так, нефтедобывающие Норвегия и Нидерланды – в тройке стран с самым дорогим бензином, а нефтедобывающие Россия и Казахстан – в тройке стран с самым дешевым бензином. Похожая ситуация характерна не только для Европы – у занимающей 8 место в рейтинге стран по добыче нефти Бразилии стоимость литра бензина на конец сентября составляла в пересчете на российские рубли 47.4 руб. за литр, в то время как в Кувейте литр топлива можно было приобрести всего за 7.6 руб.

Из динамики позиций стран в рейтинге можно отметить, что по сравнению с итогами I полугодия, наиболее значительно (на 5 мест) «поднялась» в рейтинге Италия. С 26 на 22 место переместилась Эстония. Наиболее значительно снизили свои позиции Великобритания, где подешевевший за квартал бензин привел к падению страны в рейтинге на 7 позиций, и Латвия (минус 5 мест).

По ценам на дизельное топливо в первую тройку рейтинга по итогам сентября вошли Норвегия (70.8 руб. за литр), Великобритания (69.9 руб.) и Швеция (64.4 руб.). Самое дешевое дизельное топливо предсказуемо в Белоруссии, России и Казахстане.

Наибольший рост цен на бензин в Европе в январе-сентябре 2011 года наблюдался у испытывающей высокую инфляцию Белоруссии (+60.5%), далее следуют Казахстан (+32.6%) и Украина (+27.2%). В пятерке лидеров также Ирландия и Италия. Основными факторами роста цен для этих стран остается либо отсутствие собственной нефти, либо недостаток бензина собственного производства (в Казахстане нет своего 95-го бензина), либо не самая хорошая ситуация в экономиках (что справедливо почти для всех этих государств). Россия по росту цен в январе-сентябре на 8 месте (+11.3%).

Меньше всего цены на бензин с октановым числом 95 в январе-сентябре 2011 года выросли к декабрю 2010 года в Польше (здесь даже наблюдалось снижение цен на 1.2%), Словении – на 2.0% и Германии (+2.7%). Только на 3.4% и 4.8% с начала года подорожал бензин в Швеции и Венгрии. Средний рост цен по выборке при этом составил 10.9%, что, в отличие от результатов I полугодия, меньше, чем увеличивались цены в России.

Самое сильное подорожание в III квартале (на конец сентября по сравнению с концом июня) наблюдалось у партнеров России по таможенному союзу Белоруссии (+15.6%) и Казахстана (+15.5%), а также в Италии (+6.4%). В России рост цен за квартал составил 3.1% - 6-я позиция среди европейских стран по этому показателю. Таким образом, к сожалению, уже второй квартал подряд в России наблюдаются опережающие большинство европейских стран темпы роста цен на бензин.

Дешевело в Европе топливо в III квартале в 10 странах из 32. Наибольшее снижение стоимости топлива за квартал, по расчетам экспертов «РИА-Аналитика», наблюдалось в Польше (-6% за квартал), в Латвии (-5.6%) и Норвегии (-2.6%).

Дороже всего по сравнению с дизельным топливом бензин в настоящее время в Нидерландах (на 13.7 руб. за литр), Греции (+9.3 руб.), Финляндии (+8.8 руб.), Казахстане (+8.8 руб.) и Дании (+8.3 руб.). В этих странах в настоящее время предпочтительнее ездить на автомобилях с дизельным двигателем. В Великобритании 95-й бензин дешевле дизельного топлива на 2.2 руб. за литр, на Кипре на 0.9 руб., в Румынии на 0.2 руб.