РИА Рейтинг - 7 фев. Прошедший 2013 год стал достаточно благоприятным для европейских потребителей автомобильного топлива. В подавляющем большинстве государств стоимость бензина снижалась, хотя и на небольшую величину. В частности, в странах ЕС цены сократились за год на 2.6%, что во многом было обусловлено динамикой цены на нефть, которая снизилась за год на 4.5%.
В отличие от Западной Европы, рынок автомобильного топлива в странах Таможенного Союза не коррелирует с ценовой ситуацией на нефтяном рынке. В Республике Беларусь цены за год выросли более чем на 20%, в России — почти на 6%, небольшой рост цен был отмечен и в Казахстане. Впрочем, увеличение стоимости бензина не помешало России занять предпоследнее место в рейтинге стран Европы по ценам на бензин по состоянию на начало 2014 года, подготовленном экспертами РИА Рейтинг. Как следует из результатов рейтинга, вместе с другими государствами Таможенного союза топливо в России остается самым дешевым в европейской части света.
Самый дорогой бензин на начало года продается в Норвегии, где стоимость 95-го бензина в пересчете на российские рубли, исходя из официальных данных, в среднем составляет 79.1 руб. за литр. Бессменный лидер по ценам на топливо последних лет занимает ведущее место даже несмотря на наличие собственной нефтедобычи. В первой тройке рейтинга также остаются Италия – 78.2 руб. за литр бензина и одна из ведущих нефтеперерабатывающих стран Европы Нидерланды – 76.6 руб. за литр бензина.
Высокая цена бензина в этих странах обусловлена тем, что доля налогов ней превышает 60%. Впрочем, целевое назначение собранных налогов в этих странах не всегда одинаковое. Так, в Норвегии высокая доля налогов в цене бензина является результатом долгосрочной стратегии государства, которое таким образом поддерживает политику социального равенства и одновременно решает экологические задачи. В то же время в Италии это связано с текущими экономическими проблемами — еще три года назад цена бензина на Апеннинах была примерно такой же, как в Германии и Франции.
В нижней части таблицы, как уже говорилось выше, находятся страны Таможенного союза, но в отличие от прошлого год замыкает рейтинг не Беларусь, а Казахстан. По оценкам экспертов РИА Рейтинг, литр 95-го бензина в начале 2014 года в Казахстане стоил в пересчете на российские рубли 30.6 руб. Предпоследнее 32-е место в рейтинге заняла Россия со стоимостью бензина на уровне 32.6 руб. за литр, соседствует с нами Республика Беларусь, где литр топлива обходится в 33.0 руб. в пересчете на российскую валюту.
По ценам на дизельное топливо в первую тройку рейтинга входят Великобритания - 75.2 руб. за литр, Италия (74.9 руб.) и Швеция (72.2 руб.). Самое дешевое дизельное топливо, опять же, в Республике Беларусь, России и Казахстане.
Лидирует по росту цен в Европе Республика Беларусь. При этом наряду со странами Таможенного союза рост цен на бензин в 2013 году произошел еще в пяти европейских странах из 33 попавших в рейтинг. В остальных странах цена снизилась, и сильнее всего в Венгрии — на 5.1%.
В качестве мерила доступности бензина, как правило, выступает не его абсолютная цена, а количество топлива, которое может приобрести на среднюю «чистую» (после вычета налогов и социальных выплат) заработную плату гражданин государства. Так, по оценкам экспертов РИА Рейтинг, на начало 2014 года больше всего бензина на заработную плату могут купить жители Люксембурга – 2.4 тыс. литров в месяц. На втором месте по-прежнему находится страна с самым дорогим в Европе бензином – Норвегия, жители которой на среднюю зарплату могут приобрести 2.3 тыс. литров топлива в месяц. Замыкает тройку стран с достаточно доступным относительно доходов бензином Великобритания.
Меньше всего бензина на среднюю зарплату могут приобрести граждане Болгарии – только 215 литров 95-го бензина. В последней тройке расположились также Украина и Румыния. Россия по количеству литров бензина, доступных на полученную среднюю заработную плату, находится на 17 месте из 33 стран, попавших в рейтинг. С 717 литрами бензина в месяц Россия расположилась между Грецией и Словенией.
Рейтинг был составлен на основании данных статистики государств Европы по состоянию на начало 2014 года по ценам на бензин с октановым числом 95 (в России с октановым числом 95 и выше). Анализ цен производился путем пересчета местной валюты в рубли по курсу Центробанка РФ.