Москва, 13 июл - РИА Новости. Согласно заявлению главы Минэнерго РФ Сергея Шматко, в июле-августе предполагается начать резервирование топлива через «Роснефтегаз». По мнению экспертов Центра экономических исследований «РИА-Аналитика», идея о создании резерва топлива вполне актуальна и целесообразна. Можно только сожалеть, что такое решение не было принято в прошлом году, когда цена нефти была в полтора раза ниже, чем сейчас. Китай, например, активно формировал свои госрезервы в 2009 году. У стран ЕС обязательный резерв нефтепродуктов накоплен уже достаточно давно и составляет около трех месяцев от среднего потребления.
Как следует из заявления, объем резерва топлива составит 2 млн. т – этого хватит на две недели, исходя из среднего потребления в России прошлом году, что существенно ниже, чем в ЕС. Тем не менее, по мнению экспертов Центра экономических исследований «РИА-Аналитика» РИА Новости, в российских условиях такого объема вполне достаточно для покрытия возможного дефицита топлива в стране. Во всяком случае, 2 млн тонн хватило бы, чтобы в короткие сроки погасить дефицит топлива в регионах, где он наблюдался в мае-июне текущего года. Причем, с учетом запасов в оптовой и розничной торговле, спрос на бензин после создания резервов может покрываться на срок до месяца (если, конечно, продавцы бензина будут готовы «поделиться» запасами). И это при гипотетическом условии, что нефтеперерабатывающие заводы тотально остановят производство и отгрузку топлива.
Заявленный объем резерва вполне достаточен и с позиций финансовой целесообразности. Исходя из майских цен производителей, закупка такой корзины (взвешенной по видам топлива) на рынке обошлась бы в сумму до 35-36 млрд. руб. Существенно больший размер резерва в денежном выражении, учитывая, что при благоприятном развитии событий он не будет востребован, мог бы стать не самым эффективным направлением вложения средств.
Таким образом, тему физического дефицита топлива в случае формирования резерва, по мнению экспертов «РИА-Аналитика», можно будет считать закрытой. Однако это совсем не означает, что проблем с топливом не будет. Очень важным станет то, как при дисбалансах на топливном рынке практически будет реализовываться механизм доставки топлива из резерва конечному потребителю. Причем в данном случае важны как юридические и процедурные аспекты, так и технические моменты – Россия территориально очень большое государство, и вопросы логистики могут выступать на передний план.