РИА Рейтинг – 15 мая. За последние десятилетия в России достаточно радикально выросла автомобилизация населения. И уже мало кого удивляет владение обычной семьей автомобилем или даже несколькими. В настоящее время, по данным ГИБДД, в России зарегистрировано более 42 миллионов легковых автомобилей, хотя в 2011 году было еще 34 миллиона автомобилей. При этом жители многих регионов уже ощутили этот рост, стоя в многочасовых пробках. Российский авторынок на своем пике, в 2012 году (2,9 миллиона новых автомобилей), стал вторым в Европе, когда по числу новых проданных машин мы уступали лишь Германии. После кризиса 2014-15 годов авторынок восстанавливается, но пока относительно далек от рекордных значений. В 2017 году, по данным компании АЕБ, в России было продано 1,6 миллионов новых автомобилей, что на 11,9% больше, чем в 2016 году, а в 2018 году рост может быть на уровне 12-18%. Рост продаж легковых машин может свидетельствовать о росте доступности новых автомобилей для жителей России.
Для оценки региональных различий возможностей эксперты РИА Рейтинг провели исследование и составили рейтинг регионов по доле семей, которые могут позволить себе приобрести новую машину в кредит и оплачивать текущие расходы, связанные с ее эксплуатацией.
Как показали итоги рейтинга, по-прежнему основной проблемой является относительно высокая цена автомашин и высокие процентные ставки по кредитам. При этом на доступность негативно влияет и рост стоимости бензина и других текущих расходов, связанных с владением и пользованием автомобилем. Безусловно, очень большое влияние на доступность автомобилей оказывает неравномерность распределения зарплат в регионах. Согласно результатам исследования, доступность автомобиля для российских семей пока в среднем является не очень высокой. При этом параметры доступности очень дифференцированы в географическом разрезе.
Как считался рейтинг
В качестве индикатора доступности в рейтинге выступает доля семей, которые имеют возможность осуществлять ежемесячный платеж по кредиту при приобретении нового автомобиля, а также тратить деньги на полноценное содержание автомобиля. Объем кредита рассчитывался при первоначальном взносе в 20% от стоимости машины. Помимо кредита учитывались и другие расходы, связанные с пользованием автомобилем: КАСКО, ОСАГО, стоимость бензина, текущее обслуживание, плановые ТО, налоги, смена и покупка резины, платные парковки и ряд других. Предполагалось, что кредит берется на 3 года. Расчет осуществлялся на основе данных за 2017 год.
Согласно модели, семья тратит на автомобиль не более 50% своих ежемесячных денежных доходов от трудовой деятельности, скорректированных на прожиточный минимум, установленный в регионе проживания. Для расчета учитывались семьи, в которых хотя бы один член семьи имеет работу. Доля семей, для которых доступна покупка и содержание автомобиля, оценивалась на основе процентного распределения работающих по величине зарплат в каждом регионе. Расчет проводился независимо для 9 по составу типов семей, а результирующая доля семей рассчитывалась как средневзвешенная доля из этих 9 типов.
Стоимость страхования, стоимость бензина, расходы на содержание автомобиля и ставки по кредитам учитывались для каждого региона в отдельности.
Для регионов Крайнего Севера, Москвы и Санкт-Петербурга и расход топлива автомобилей брался как равный городским условиям, для других регионов расход считался из показателей смешанного цикла.
Чеченская Республика в рейтинг не включена из-за отсутствия релевантных данных для расчета. Для Чукотки в связи с отсутствием официальных дилеров предполагалась доставка новой автомашины из другого региона, что увеличивает стоимость машины на 80-150 тысяч рублей.
Доступность в различных регионах отличается в десять раз
В среднем в России доля семей, для которых доступно приобретение в кредит и владение новым автомобилем, рассчитанная по методологии рейтинга, по итогам 2017 года составила 22,8%, что примерно на 3 процентных пункта больше, чем двумя годами ранее. При этом доля семей, для которых доступен средний по стоимости автомобиль (1,2 миллиона рублей) по итогам 2017 года составляла 7,8% против 6,6% в рейтинге по итогам 2015 года. За два прошедших года доступность покупки и владения автомобилем ощутимо выросла, однако она продолжает оставаться на невысоком уровне.
Как показали результаты исследования, доступность покупки нового автомобиля в кредит в регионах очень сильно различается. Если у региона-лидера рейтинга доля семей, для которых доступна покупка в кредит и содержание нового недорогого автомобиля, составляет почти 52%, то у региона, занимающего нижнюю позицию рейтинга, эта доля в 10 раз меньше, а в среднем пятерка лидеров опережает пятерку аутсайдеров по доле семей, которым доступна покупка автомобиля, почти в 7 раз.
В целом такой уровень дифференциации в первую очередь свидетельствует о крайней неоднородности доходов в различных регионах страны, а также о заметной дифференциации распределения зарплат даже внутри отдельных регионов.
Относительно хорошая доступность автомобилей наблюдается лишь в 14 регионах
Согласно результатам рейтинга, лишь в одном регионе более половины среднестатистических семей могут без определенных проблем купить в кредит и содержать новый автомобиль. Лидером рейтинга стал Ямало-Ненецкий автономный округ, где исторически фиксируются одни из самых высоких зарплат в России.
Помимо Ямало-Ненецкого АО еще в 9 регионах более трети семей могут приобрести в кредит и обслуживать новый автомобиль (за 490 тысяч рублей). В этом списке лидеров, в первую очередь выделяются: Ямало-Ненецкий АО – 51,7%, Ханты-Мансийский АО-Югра – 46,9%, Чукотский АО – 46,3%, Сахалинская область – 43,2%, Ненецкий АО – 43,1%, Москва – 42,4%, Магаданская область – 41,4% и Санкт-Петербург – 39,0%. В целом лидерство северных регионов не удивительно – высокие заплаты и значительная доля семей, состоящая из молодых работников без детей, определяют высокую доступность автомобилей, даже несмотря на относительно высокие цены на страховки, топливо и стоимость ремонта. Нахождение двух главных городов России в десятке по доступности также не удивляет, учитывая относительно высокие зарплаты в Москве и Санкт-Петербурге. Однако автомобилизация и здесь не очень высокая, что обусловлено зачастую нецелесообразностью владения автомобилем из-за постоянных пробок и сложностью хранения автомобиля. В будущем доступность автомобилей в Москве и Санкт-Петербурге может даже снижаться, так как в процессе борьбы с пробками власти, скорее всего, будут повышать стоимость владения автомобилями (платные парковки, повышенный налог, цены на топливо и прочее). Помимо первой десятки еще в 4 регионах доля семей, для которых доступен автомобиль в кредит, находится диапазоне 30-34%.
При этом порядок регионов-лидеров по доступности средней по стоимости и премиальной машины несколько другой. Лидирующим регионом по доле семей способных купить в кредит машину премиум-класса (стоимости более 5 миллионов рублей) является Чукотка (5% семей). В то же время такой необходимости у жителей региона по большому счету нет, поскольку на Чукотке столь суровые условия и не много возможностей доехать на обычной машине хоть куда-то, что местные жители предпочитают покупать снегоходы, вездеходы и, возможно, даже вертолеты, а не представительские седаны или любые другие стандартные автомобили. Вторыми по доступности премиальных машин являются жители Сахалина. В этом регионе таких семей 4,6%. Московские семьи располагаются на третьем месте по доступности покупки премиальных автомобилей с результатом 4,5%. При этом в Москве очень дорогих машин явно больше, чем 4,5%. Это может объясняться тем, что в исследовании рассматривались только трудовые доходы, а в Москве многие имеют большие доходы от финансовых операций (вклады, биржевая торговля), от собственности (аренда, рента) и от собственного бизнеса. Кроме того «богачи» из других регионов России часто значительное количество времени живут в Москве и пользуются в столице дорогими машинами. При этом согласно исследованию, в 21 регионе России хотя бы 1% семей могут себе позволить содержать и приобрести автомобиль стоимостью дороже 5 миллионов рублей.
В ряде регионов новый автомобиль в кредит не доступен почти никому
Как показали результаты рейтинга, для большого количества семей в значительной части регионов России приобретение нового даже недорогого автомобиля без значительных сбережений является трудно реализуемой задачей. В 31 регионе менее 15% семей могут приобрести и без особых сложностей обслуживать новый автомобиль стоимостью 490 тысяч рублей. Стоит отметить, что два года назад таких регионов было более 40, то есть доступность в небогатых регионах увеличивается. По всей видимости, жителям небогатых регионов приходится довольствоваться подержанными машинами, а также заметно ограничивать расходы на собственный транспорт. В частности, небогатые автовладельцы отказываются от необязательных страховок, осуществляют самостоятельное обслуживание автомобиля, а также ограничивают дальность и частоту поездок, чтобы меньше платить за бензин.
Невысокая доступность автомобилей в регионах, занимающих нижние позиции в рейтинге, которые в основном представлены национальными республиками, во многом объясняется двумя факторами. С одной стороны, в таких регионах традиционно большой средний состав семей, что предопределяет низкий скорректированный семейный доход после вычета прожиточного минимума на каждого члена семьи. С другой стороны, в экономически слабых регионах наблюдаются невысокие зарплаты и зачастую высокая безработица, поэтому среднесемейные доходы от трудовой деятельности здесь не высоки.
Последнее место в текущем рейтинги занимает Республика Ингушетия, где лишь 5,1% семей могут позволить себе приобрести новый автомобиль за 490 тысяч рублей. Второе место с конца у Республики Дагестан, где 5,8% семей доступен новый автомобиль начального уровня. Тройку аутсайдеров замыкает Кабардино-Балкарская Республика, где новые автомашины могут себе позволить лишь 7% семей. Еще 6 регионов также характеризуются долей семей, для которых доступен недорогой автомобиль, ниже 10%.
Доступность может расти только из-за роста доходов
Как показали результаты исследований РИА Рейтинг, дифференциация в доступности автомобилей очень высокая между регионами России, а основной вклад в эту разницу вносят различия в уровнях оплаты труда. Безусловно, стоимость страховок, бензина и ремонта автомобилей оказывают также ощутимое влияние, но радикально поменять ситуацию данные факторы не способны.
В среднесрочной перспективе можно ожидать продолжения роста доступности машин. Во-первых, в стране наблюдается относительно быстрый рост средних зарплат (+12% в первом квартале 2018 года). Во-вторых, вслед за снижением процентных ставок покупка автомобилей в кредит станет ощутимо проще. В целом эти два фактора на горизонте двух лет могут поднять среднюю по стране доступность на 3-5 процентных пункта.
РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.
МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА Новости, Р-Спорт, РИА Недвижимость, Прайм, ИноСМИ. МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.