Москва, 28 ноя - РИА Новости. Эксперты «РИА-Аналитика» подготовили рейтинг регионов по доле торговых сетей на розничном рынке субъектов федерации по итогам 2010 года. Рейтинг основывается на данных Росстата, и составлялся путем ранжирования регионов по доле торговых сетей в структуре регионального оборота розничной торговли.
Лидером рейтинга с большим отрывом от других регионов России стала северная столица России – город Санкт-Петербург, где на долю торговых сетей в 2010 году приходилось 46.7% оборота розничной торговли. Лидирующие позиции Санкт-Петербурга объясняются компактностью региона, наличием значительных объемов платежеспособного спроса и близостью региона к Западной Европе, где сетевая торговля развита очень значительно, что оказало определенное влияние на формирование торговой инфраструктуры города. Ряд крупнейших российских торговых сетей были основаны именно в Санкт-Петербурге.
На втором месте рейтинга располагается Республика Адыгея. 34.6% оборота розничной торговли в 2010 году в республике приходилось на торговые сети. Причины столь высоких позиций во многом связанны с географическим положением – республика располагается внутри Краснодарского края, в силу чего торговые сети республики обслуживают жителей и этого региона.
Третье место в рейтинге занимает Ленинградская область с показателем доли сетевого оборота 29.5%, за ней располагаются Владимирская и Московская области (26.5%). Как и в случае с Республикой Адыгея, высокий показатель Московской области обусловлен географическим положением – часть сетевых магазинов, обслуживающих жителей Москвы, выведена за пределы МКАД. Кстати, именно поэтому позиция Москвы в рейтинге относительно невысокая (38 место). Впрочем, низкое место столицы объясняется не только фактором МКАД, но и наличием большого количества рынков в городе, ориентированных, вероятно, на мелких перепродавцов из соседних регионов.
В числе «аутсайдеров» рейтинга по объяснимым, хотя и различным причинам, находятся преимущественно республики Северного Кавказа и районы Крайнего севера.
Вообще, более 20% розничного рынка торговые сети по итогам 2010 года занимали только в 15 регионах страны. Выше среднероссийского уровня (15.8%) доля розничной торговли только у 30 регионов. В настоящий момент Россия еще существенно отстает от стран Запада, где доля торговых сетей в зависимости от страны составляет от 40% до 80% рынка розничной торговли.
В целом следует отметить, что радикально данный показатель от года к году по большинству регионов не меняется, демонстрируя стабильный, хотя и не взрывной рост. При этом необходимо учесть, что фактическая доля торговых сетей, вероятно, в большинстве регионов ниже – это объясняется наличием рынка «теневой» торговли, не попадающего в данные статистики.
Интересным представляется также анализ доли розничных рынков и ярмарок в структуре розничной торговли регионов. Лидирует по этому показателю Республика Ингушетия – 58% оборота розничной торговли в регионе приходится на рынки и ярмарки. Далее следуют Республика Дагестан и Северная Осетия – Алания (40.1% и 37.4% соответственно). В пятерке также Кабардино-Балкарская республика и Карачаево-Черкесская республика. В конце рейтинга по данному показателю Чукотский и Ненецкий АО, а также Республика Коми, Ленинградская область и Республика Калмыкия. Выше среднероссийского уровня (12.5%) доля торговли, приходящаяся на рынки и ярмарки, только в 26 регионах страны.