МОСКВА, 15 мар - РИА Новости. Итоги 2011 года в целом были успешными для страны, и положительная динамика экономического развития наблюдалась практически во всех субъектах РФ. Результатом этого стало улучшение бюджетных показателей.
В 2011 году доходы консолидированных бюджетов выросли во всех субъектах РФ, за исключением Еврейской АО, причем довольно высокими темпами. В целом во всех регионах рост доходов составил 16.9%. При этом темпы роста доходов бюджетов в среднем опережали темпы роста расходов, что привело к снижению дефицита консолидированных бюджетов и росту числа профицитых регионов с 20 в 2010 году до 26-ти в 2011 году.
Дефицит консолидированных бюджетов, превышающий 10% доходов, по итогам 2011 года зафиксирован у 8 регионов. Самый высокий дефицит – в Республике Мордовия (22.9% к объему доходов консолидированного бюджета). При этом по cравнению с 2010 годом дефицит бюджета в Республике Мордовия снизился. Самый высокий профицит консолидированного бюджета зафиксирован в Ненецком АО (19.11%).
Для оценки ситуации в территориальном разрезе эксперты «РИА-Аналитика» на основе данных Федерального казначейства подготовили рейтинг регионов по темпам изменения доходов консолидированных бюджетов в 2011 году.
Как следует из результатов рейтинга, лидерами по позитивной динамике доходов консолидированных бюджетов стали: Чукотский АО (+46.95%), г. Москва (+31.4%), Краснодарский край (+28.34%), Белгородская область (+28.16%), Ямало-Ненецкий АО (+28.13%). Темпы роста превысили 20% еще в 12 регионах.
Сокращение доходов было зафиксировано только в Еврейской автономной области, доходы консолидированного бюджета которой снизились на 11.6% . При этом дефицит бюджета области также был на довольно высоком уровне – 10.3% при средневзвешенном уровне по регионам – 0.46%.
Рассматривая динамику доходов консолидированных бюджетов регионов, достаточно важным представляется анализ источников роста. Факторный анализ показывает, что в 2011 году в большинстве регионов суммарные доходы консолидированных бюджетов в основном увеличивались за счет собственных доходов регионов, то есть налоговых и неналоговых поступлений. В 2011 году у 66 регионов вклад роста доходов за вычетом безвозмездных перечислений в суммарный рост доходов консолидированных бюджетов превысил 50%.
Лидером по вкладу собственных доходов в рост суммарных доходов является Сахалинская область, у которой доходы консолидированных бюджетов в 2011 году за вычетом безвозмездных перечислений выросли на 12.8%, в то время как суммарные доходы консолидированного бюджета увеличились меньше, чем на 1%. Поступление налогов в консолидированный бюджет Сахалинской области в 2011 году составило 106.1% к уровню поступлений прошлого года. Невысокий рост суммарных доходов консолидированного бюджета области был обусловлен сокращением объема безвозмездных перечислений на 38%. В результате доля доходов за вычетом безвозмездных перечислений в структуре доходов консолидированного бюджета выросла с 76.2% в 2010 году до 85.4% в 2011 году. Область входит в число лидеров по доле собственных доходов (10-е место среди всех субъектов РФ).
Рост суммарных доходов бюджетов на фоне сокращения безвозмездных поступлений по итогам 2011 года наблюдался у 20-и регионов. Из них лидерами по вкладу роста собственных доходов в суммарный рост доходов консолидированных бюджетов являются Ярославская область, Тульская область, Кировская область.
Среди регионов, где больший вклад в рост суммарных доходов бюджетов внесли безвозмездные поступления, главным образом, от федерального бюджета, можно выделить Кабардино-Балкарскую Республику и Республику Алтай, у которых на фоне роста суммарных доходов бюджетов собственные доходы сократились. Собственные доходы также сократились в Еврейской автономной области, однако в данном субъекте РФ сократились и безвозмездные поступления. Помимо названных регионов, более 70% в суммарный рост доходов консолидированных бюджетов безвозмездные поступления внесли в Чеченской республике, Камчатском крае, Республике Дагестан, Ставропольском крае. Еще у 10 регионов вклад безвозмездных поступлений в рост суммарных доходов находится в диапазоне от 50% до 70%.
Учитывая, что в большинстве регионов рост суммарных доходов обеспечивался за счет собственных доходов, можно говорить о повышении уровня финансовой независимости региональных бюджетов в целом по стране. Число регионов, где доля собственных доходов превышает 50%, выросло с 68 по итогам 2010 года до 70 в 2011 году.
В 2011 году в 50-ти регионах доля безвозмездных поступлений в структуре доходов консолидированных бюджетов снизились, а еще у 10-ти осталась на прежнем уровне (рост менее 1 процентного пункта). Лидерами по снижению доли безвозмездных поступлений и, соответственно, по росту доли собственных доходов являются Сахалинская и Ярославская области.
Результаты рейтинга показывают, что в наибольшей степени зависят от финансовой помощи Чеченская республика, Республика Ингушетия, Республика Тыва, Республика Дагестан, Республика Алтай. В этих регионах доля безвозмездных поступлений в структуре доходов консолидированных бюджетов превышает 70%. Еще в 8-ми субъектах РФ показатель находится в диапазоне от 50% до 70%.
В наименьшей степени от финансовой помощи зависят Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Санкт-Петербург, Московская область, г. Москва. Еще у 17% регионов доля безвозмездных поступлений в структуре доходов консолидированных бюджетов по итогам 2011 года была ниже 20%.
В 2012 году, по мнению экспертов «РИА-Аналитика», позитивная динамика роста доходов региональных бюджетов сохранится, но в силу прогнозируемого замедления темпов экономического развития и возможного снижения поступлений ряда налогов, их темпы снизятся. Аналитики прогнозируют, что темп роста собственных доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ составит 10%-12%.
Рейтинг регионов по темпам роста бюджетных доходов в 2011 г в pdf-формате