МОСКВА, 12 апр - РИА Новости. Эффективность деятельности отечественного чиновнического аппарата - один из наиболее обсуждаемых вопросов в российском обществе. Причем оценки этой самой эффективности, как правило, очень далеки от позитивных. К сожалению, слово «чиновник» в понимании большинства уже давно является синонимом слова «бюрократ» или даже «коррупционер». Понятно, что это не всегда справедливая оценка. Однако и безосновательным сложившееся общественное мнение не назовешь.

Бюрократов… не хватает?

Недовольство значительной части населения работой сотрудников государственных учреждений стало одним из ключевых факторов социальной напряженности. Причем если негативная оценка деятельности федеральных органов власти зачастую носит политический окрас, то оценки деятельности чиновников на местах довольно часто обусловлены плачевным опытом контактов с ними конкретных людей, которые ищут решения личных или профессиональных вопросов.

Среди претензий, высказываемых обществом в адрес власти, можно выделить следующие: раздутый чиновничий аппарат, низкая эффективность деятельности, высокий уровень коррупции. Все чаще звучат предложения об ограничении полномочий чиновников, усилении контроля за их деятельностью и сокращении их численности.

Но при этом нет четкого понимания – сколько же все-таки нужно чиновников для эффективной деятельности аппарата? Если отталкиваться от тезиса, что чиновник – это «дармоед», то большое их количество – это, конечно, плохо. Если же считать каждого из них функциональной единицей, обеспечивающей быстрое и удобное взаимодействие власти с населением, то много чиновников – это хорошо.



Рейтинг регионов
по численности чиновников

И то, и другое мнение часто подвергается серьезной проверке в простых житейских ситуациях – скажем, при ожидании в очереди за какой-нибудь справкой. И бюрократов вроде бы в стране много, да вот паспортистка, например, всего одна на огромный район.

Как показывают результаты сравнения с другими странами мира, мнение о переизбытке чиновников в нашей стране является достаточно спорным. Так, если в России по итогам 2011 года на 10 тыс. человек населения приходилось 67 чиновников на государственных должностях, то в экономически растущем Китае эта цифра составляет, по расчетам экспертов «РИА-Аналитика», около 50.

При этом в Румынии на 10 тыс. населения приходится примерно 250 человек, занятых на госслужбе, в Германии и Норвегии - около 300, в США –  около 350, а во Франции – порядка 400 госслужащих (то есть в относительных величинах чиновников во Франции в 6 раз больше, чем в России!).

Следует, конечно, понимать, что под чиновниками в разных странах понимают немного разные группы граждан, однако первый вывод, который можно сделать из сравнения с другими странами – чиновников в России относительно немного.

Даже если причислить к этой категории всех российских военнослужащих и силовиков, отставание нашей страны от ведущих экономически развитых стран по числу чиновников на душу населения сохранится. Примечательно, кстати, что уровень развития экономики зачастую находится в прямой взаимосвязи с численностью чиновников – чем более развита страна, тем выше в ней уровень бюрократизации.

Возможно, проблемы в работе бюрократического аппарата в нашей стране связаны как раз с нехваткой этих самых чиновников? В отдельных случаях это, возможно, и так, однако повысить качество бюрократического аппарата можно и другим способами. Причем это будет связано, скорее, с развитием современных технологий и снижением коррупции, а не только с ростом заработных плат.

В Европе, например, зарплаты госсектора, как правило, не уступают, а чаще всего превосходят средние по стране. В России ситуация с доходами чиновников в целом аналогична.

Чиновники, однако…

Географические, этнические и ментальные особенности различных регионов нашей страны столь многообразны, что иногда усредненный показатель по стране может быть не более информативным, чем средняя температура по больнице. Так обстоит ситуация и с отечественным бюрократическим аппаратом.

С целью определить, насколько забюрократизирован тот или иной российский регион, эксперты Центра экономических исследований «РИА-Аналитика» на основании данных Росстата подготовили рейтинг регионов по численности чиновников. В качестве мерила уровня бюрократии в рейтинге использовался удельный вес работников, замещавших должности гражданских и муниципальных служащих, на душу населения.

Результаты оказались довольно любопытны. Они показывают, что единого стандарта по числу чиновников на душу населения в пределах страны нет. Более того, число чиновников на 10 тысяч населения в регионах варьируется в очень широком диапазоне – от 40 до более чем 300. И это при среднероссийском показателе в 67 чиновников. Доля работников госаппарата в общей численности занятых в экономике по регионам РФ также изменяется от мизерных по мировым меркам 0.8% до вполне высоких 5.5%.

Самый низкий уровень забюрократизированности зафиксирован в Москве и Санкт-Петербурге, где на 10 тыс. человек населения приходится соответственно 44 и 50 гражданских и муниципальных служащих. При этом их доля в общей численности занятых в экономике меньше 1%.

К регионам с небольшим чиновничьим аппаратом можно также отнести Московскую, Свердловскую, Воронежскую, Челябинскую области, Республики Башкортостан, Татарстан и Дагестан.

Наиболее забюрократизированные регионы – это Чукотский автономный округ и Ненецкий автономный округ, где самая высокая доля чиновников в общей численности занятых в экономике (5%) и самое высокое их число на 10 тысяч человек населения – 323 и 244 соответственно.

Высокий уровень чиновников также зафиксирован в Магаданской области, Республиках Алтай и Калмыкия. В этих субъектах РФ доля чиновников в общей численности занятых в экономике превышает 3% и более 100 человек на 10 тысяч человек населения.

Вообще, как видно из рейтинга, самая высокая доля чиновников наблюдается, как правило, в регионах Дальнего Востока и Крайнего Севера, а также в ряде национальных республик.

По мнению экспертов «РИА-Аналитика», в основном это связано с двумя факторами – необходимостью государственного контроля за добычей природных ресурсов и небольшим спросом на труд со стороны частного сектора.

В регионах, расположенных далеко от центральной России, место чиновника является зачастую очень престижным в силу стабильной и неплохой зарплаты на фоне высокой безработицы в целом.

Против российского чиновника работает его репутация

Как показал анализ, динамика развития конкретного региона очень слабо зависит от численности в нем чиновников. Величина бюрократического аппарата в целом не влияет на изменение экономических показателей.

Впрочем, можно радоваться и тому, что не выявилось и отрицательной зависимости. Если рассмотреть распределение субъектов РФ по темпам роста промышленного производства в 2011 году, то среди 10 лидеров - только один регион с высоким уровнем забюрократизированности и один - с низким.

Некоторая взаимосвязь есть между валовым региональным продуктом (ВРП) на душу населения и количеством чиновников. Во многих развитых регионах у чиновников есть склонность к формированию мощного бюрократического аппарата. Например, среди 15 регионов-лидеров по ВРП шесть регионов - с высоким уровнем забюрократизированности, семь – со средним и только два – с низким.

Также можно увидеть некоторую небольшую отрицательную зависимость, которая прослеживается между долей населения, занятого в малом и среднем бизнесе, и количеством чиновников на душу населения в регионах. Однако она действительно слишком невелика, чтобы делать громкие выводы о том, что раздувшийся госаппарат душит малый бизнес.

В целом, как показали результаты исследования, отсутствие значимой связи между экономическими показателями регионов и уровнем их бюрократизации можно объяснить тем, что количество чиновников России еще далеко от оптимального.

Иными словами, учитывая международный опыт, можно сделать смелый и очень непопулярный в народе вывод, что российской экономике чиновников действительно не хватает. Или, по крайней мере, по мере роста экономики потребуется и рост чиновничьего аппарата.

Отдельно можно отметить сопоставление результатов рейтинга по доле чиновников в регионах с последними результатами выборов в Государственную думу. Давил ли административный ресурс своей численностью на процесс голосования или,  наоборот, усталость от чиновников привела к голосованию за оппозиционные силы?

Сопоставление этих показателей экспертами «РИА-Аналитика» не выявило никакой устойчивой зависимости между размерами чиновничьего аппарата и результатами партий, принимавших участие в выборах. Численность бюрократии в регионах как минимум не повлияла на результаты партии власти ни в ту, ни в другую сторону.

Итак, засилья чиновников в России в реальности вовсе не наблюдается. По крайней мере, в том, что касается их численности. Однако многочисленные факты коррупции, других нарушений и просто примеры неэффективной работы госаппарата формируют крайне негативное отношение в обществе к чиновничеству. Это, в свою очередь, стимулирует в обществе желание подвергнуть чиновничий аппарат сокращению.

Огульно сокращать чиновников, на взгляд экспертов «РИА-Аналитика»,  не очень продуктивно, ведь таким образом старые болезни не вылечить, а качество управления может заметно снизиться.

Если система уже сформирована с таким количеством чиновников, то любая радикальная ломка тех или иных звеньев может привести к самым непредсказуемым результатам. Кроме того, сокращение аппарата, согласно распространенной российской практике, затрагивает в первую очередь мелких чиновников на местах, а сам административный аппарат имеет удивительную способность к самовосстановлению.

Поэтому проблема коррупции и неэффективности чиновничества будет решена только тогда, когда изменится само общество в целом – в частности, возникнут и окрепнут институты контроля со стороны гражданского общества. На это, конечно, потребуется время.