РИА Рейтинг – 31 авг. В современной России многие смогли реализовать советскую мечту – приобрести собственный легковой автомобиль. На своем пике, в 2012 году, российский авторынок стал вторым в Европе, когда по числу новых проданных машин мы уступали лишь Германии. В настоящее время по данным ГИБДД, в России зарегистрировано более 40 миллионов легковых автомобилей, что является вполне внушительной величиной, а во многих уголках страны дорожная инфраструктура уже не справляется с нагрузкой, и населенные пункты и многие трассы страдают из-за серьезных пробок. 

При этом в последние два года из-за девальвации рубля, сжатия рынка автокредитования и кризиса в экономике россиянам все сложнее находить средства на приобретение автомобилей. Если в 2012 году в России было продано почти 3 миллиона новых машин, то в 2015 году лишь 1,6 миллиона, а по итогам семи месяцев 2016 года продажи автомобилей сократились еще на 14,4%. Таким образом, доступность новых автомобилей для жителей России снизилась в силу экономических причин. 

Основной проблемой является относительно высокая цена автомашин, увеличившаяся из-за снижения курса рубля, возросшие расходы на бензин и страхование, а также зачастую высокие процентные ставки по автокредитам. Кроме того, очень большое влияние доступность автомобилей оказывает неравномерность распределения зарплат в регионах. Поэтому в ряде субъектах РФ, несмотря на относительно приличную среднюю зарплату, доля семей с доходами, достаточными для приобретения автомобиля, может быть невысокой. 

Рейтинг регионов по доступности покупки нового автомобиля
Рейтинг регионов по доступности покупки нового автомобиля

Для оценки региональных различий возможностей эксперты РИА Рейтинг провели исследование и составили рейтинг регионов по доле семей, которые могут позволить себе приобрести новую машину в кредит и оплачивать текущие расходы, связанные с ее эксплуатацией. 

Как показали результаты рейтинга, доступность автомобиля для российских семей пока в среднем остается не очень высокой, несмотря на то, что в последние пять лет было продано более 12 миллионов новых автомобилей, причем многие из них продавались в кредит. При этом параметры доступности очень дифференцированы в географическом разрезе, причем с довольно широким разбросом в зависимости от большого количества факторов.

Как считался рейтинг

В качестве индикатора доступности в рейтинге выступает доля семей, которые имеют возможность осуществлять ежемесячный платеж по кредиту при приобретении нового автомобиля, а также тратить деньги на содержание автомобиля. Объем кредита рассчитывался при первоначальном взносе в 20% от стоимости машины. Помимо кредита учитывались и другие расходы, связанные с пользованием автомобилем: КАСКО, ОСАГО, стоимость бензина, текущее обслуживание, плановые ТО, смена резины и ряд других. 

Предполагалось, что семья тратит на автомобиль 50% своих ежемесячных денежных доходов от трудовой деятельности, скорректированных на прожиточный минимум в регионе проживания. Для расчета учитывались семьи, в которых хотя бы один член семьи имеет работу. Доля семей, для которых доступна покупка и содержание автомобиля, оценивалась на основе процентного распределения работающих по величине зарплат в каждом регионе. Расчет проводился независимо для 9 по составу типов семей, а результирующая доля семей рассчитывалась как средневзвешенная доля из этих 9 типов. 

Средние цены на автомобили, ставки по кредитам, стоимость страхования и стоимость бензина учитывались для каждого региона в отдельности. 

Для регионов Крайнего Севера, Москвы и Санкт-Петербурга расход топлива автомобилей брался как равный городским условиям, для других регионов расход считался из показателей смешанного цикла.

Для Чукотки в связи с отсутствием официальных дилеров предполагалась доставка новой автомашины из другого региона, что увеличивает стоимость машины на 80-150 тысяч рублей.

Для многих новый автомобиль по-прежнему лишь мечта

Как показали результаты рейтинга, для большого количества семей в значительной части регионов России приобретение нового даже недорогого автомобиля без значительных сбережений является трудно реализуемой задачей. В 20 регионах менее 10% семей могут приобрести и без особых сложностей обслуживать новый автомобиль стоимостью 470 тысяч рублей. По всей видимости, жителям небогатых регионов приходится довольствоваться подержанными машинами, а также заметно ограничивать расходы на собственный транспорт. Например: зачастую происходит отказ от необязательных страховок, обслуживание автомобиля осуществляется самостоятельно или в неофициальном сервисе, а также ограничивается дальность и частота поездок, чтобы меньше платить за бензин.

Ситуация в регионах-аутсайдерах, которые в основном представлены в рейтинге национальными республиками, во многом объясняется двумя факторами. С одной стороны, в таких регионах традиционно большой средний состав семей, что предопределяет низкий скорректированный семейный доход после вычета прожиточного минимума на каждого члена семьи. С другой стороны, в экономически слабых регионах наблюдаются невысокие зарплаты и зачастую высокая безработица, поэтому среднесемейные доходы от трудовой деятельности здесь не высоки. 

Последнее место в рейтинги занимает Республика Ингушетия, где лишь 4,7% семей могут позволить себе приобрести новый автомобиль за 470 тысяч рублей. Второе место с конца у Республики Дагестан, где лишь немногим более 5% семей доступен новый автомобиль начального уровня. Тройку аутсайдеров замыкает Республика Крым – новые автомашины в нем могут себе позволить лишь 6,2% семей. Несмотря на то, что в Крыму не самые низкие зарплаты среди субъектов РФ, имеет место смещение их распределения в сторону низких значений, что и определяет невысокую доступность покупки новых авто. Учитывая положительную динамику развития полуострова, в среднесрочной перспективе ситуация с доходами населения может улучшиться, что позволит региону подняться в рейтинге. 

Большая страна – большая дифференциация

В среднем в России доля семей, для которых доступно владение новым автомобилем, рассчитанная по методологии рейтинга, составила 19,5%, а средним по стоимости автомобилем– 6,6%. 

Как показали результаты исследования, доступность покупки нового автомобиля в регионах сильно различается. Если у лидера рейтинга доля семей составляет более 56%, то у аутсайдера – в 12 раз меньше, а в среднем пятерка лидеров опережает пятерку аутсайдеров по доле семей, которым доступна покупка автомобиля, в 7 раз. 

В целом такой уровень дифференциации в первую очередь свидетельствует о крайней неоднородности доходов в различных регионах страны, а также о заметной дифференциации распределения зарплат даже внутри отдельных регионов.

Относительно хорошая доступность автомобилей наблюдается лишь в 15 регионах 

Согласно результатам рейтинга, лишь в одном регионе более половины среднестатистических семей могут без определенных проблем купить и содержать новый автомобиль. Лидером рейтинга стал Ямало-Ненецкий автономный округ, где зафиксированы достаточно высокие зарплаты. 

В целом в 7 регионах более трети семей могут приобрести и обслуживать новый автомобиль (за 470 тысяч рублей), а среднестатистическая семья может себе позволить купить хотя бы подержанный автомобиль. В этом списке лидеров, в первую очередь выделяются: Ямало-Ненецкий автономный округ – доля 56,3%, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра – 41,2%, Ненецкий автономный округ – 40,4%, Чукотский автономный округ – 39,3%, Сахалинская область – 38,4% и Магаданская область – 35,5%. При этом в этом списке среди северных регионов также расположилась Москва с долей 40,2%, которая заняла в рейтинге 4-ое место. В целом лидерство северных регионов не удивительно – высокие заплаты и значительная доля семей, состоящая из молодых работников без детей, определяют высокую доступность автомобилей, даже несмотря на относительно высокие цены на страховки, топливо и стоимость ремонта. 

Еще в 8 регионах доля семей, для которых доступен автомобиль в кредит, находится диапазоне 25-35%, что сравнимо с ситуацией в развитых странах. Среди второй группы лидеров помимо также северных регионов (Камчатский край, Республика Коми, Мурманская область и Республика Саха (Якутия)) можно выделить Санкт-Петербург, Московскую область и Ленинградскую область. Таким образом, в число лидеров полностью попали оба столичных региона, что в целом не удивительно.

Среди лидеров интересно посмотреть доступность не только недорогих, но и автомобилей премиум-класса, так как многие автомобилисты при своих доходах будут предпочитать приобретать более качественные и, самое главное, более статусные машины. В лидирующем регионе доля семей способных купить машину премиум-класса (стоимости более 5 миллионов рублей) составляет почти 7%, таким образом, в Ямало-Ненецком автономном округе семей, для которых доступна покупка дорогой машины, больше, чем доля семей, для которых доступна покупка дешевой машины в Кабардино-Балкарской Республике, Республике Крым, Республике Дагестан и Республике Ингушетия. В целом в 16 регионах России хотя бы 1% семей могут себе позволить содержать и приобрести автомобиль стоимостью дороже 5 миллионов рублей.

Доступность может расти только из-за роста доходов

Как показали результаты исследований РИА Рейтинг, наибольший вклад в повышение доступности личного автотранспорта для россиян вносят высокие зарплаты. Безусловно, стоимость страховок, бензина и ремонта автомобилей оказывают ощутимое влияние, но радикально поменять ситуацию данные факторы не способны. 

Также существенное влияние на доступность автомобилей может оказать радикальное снижение ставок по кредитам с одновременным ростом сроков кредитования. Однако уже сейчас многие автопроизводители субсидируют банковские ставки по кредитам на автомобили, поэтому значительного их снижения в среднесрочной перспективе, скорее всего, ожидать не стоит.

В среднесрочной перспективе возможно улучшение экономической ситуации, что будет сопровождаться ростом зарплат и соответственно повышением доступности автомобилей для россиян, что в конечном итоге может оживить рынок продажи новых машин.

РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке состояния компаний, регионов, банков, отраслей и кредитных рисков. Основными направлениями деятельности агентства являются: присвоение кредитных рейтингов и рейтингов надежности банкам, предприятиям, регионам, муниципальным образованиям, страховым компаниям, ценным бумагам, другим экономическим объектам; экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.  

МИА «Россия сегодня»  международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА НовостиР-СпортРИА НедвижимостьПраймИноСМИ. МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.