МОСКВА, 10 мая - РИА Новости. Российские власти в ближайшем времени могут вновь столкнуться с необходимостью повышения экспортной пошлины на бензин - внутренние цены в стране в разы ниже, чем в большинстве европейских стран, а майское увеличение пошлин недостаточно для выравнивания доходности поставок на внутренний и внешний рынки, свидетельствуют материалы "РИА-Аналитики".
В связи с наблюдающимися в последнее время перебоями в поставках бензина в ряд российских регионов, власти приняли решение повысить экспортные пошлины на бензин с 1 мая до уровня 90% от ставки пошлины на нефть. Соответственно, в мае пошлина находится на уровне 408,3 доллара за тонну.
"Наблюдавшегося в апреле-мае роста цен недостаточно для выравнивания внутренних цен и цен производителей. Причем его недостаточно даже с учетов повышения пошлин с 1 мая 2011 года. Для устранения дисбаланса в целях решения проблем с дефицитом или в ближайшее время цены на бензин должны увеличиться в пределах как минимум 5-10 рублей за литр, или нужно будет еще раз повысить экспортные пошлины", - полагают эксперты "РИА-Аналитики".
В России дешевле
Эксперты "РИА-Аналитики" провели исследование и подготовили рейтинг стран по уровню цен на бензин с октановым числом 95 по состоянию на март 2011 года - до начала кризисной ситуации с бензином в РФ. Согласно исследованию, самый дорогой бензин в марте продавался в Норвегии - 70,9 рубля за литр. На втором месте Греция (66,4 рубля), далее следуют Дания (65,1 рубля), Нидерланды (64,9 рубля) и Германия (64,7 рубля). Самый дешевый бензин в Казахстане - 20 рублей за литр. Россия занимает второе место по дешевизне бензина (25,4 рубля за литр), на третьем месте с конца рейтинга Украина (34,6 рубля), далее Белоруссия (35,3 рубля) и Болгария (46,3 рубля).
Специалисты увязывают ценообразование на бензин, в частности, с налоговой политикой стран. Так, в "хвосте" рейтинга оказались страны, добывающие нефть и/или жестко регулирующие цену на бензин, а также страны с относительно невысокими налогами, например Болгария. Высокое налоговое бремя определяет, в свою очередь, лидерство в рейтинге Норвегии, Дании и Греции, пытающейся за счет налогов в том числе, на бензин, залатать дыры в бюджете.
"Итак, первый вывод, который можно сделать из результатов рейтинга - в России очень дешевый бензин - в разы дешевле, чем у большинства европейских стран. И даже апрельский рост цен абсолютно не изменяет этого тезиса, тем более что цены растут и в других странах Европы", - указывают эксперты.
Мифом аналитики называют утверждение, что в стране, добывающей нефть, бензин должен быть дешевым. Второй миф - в России слишком низкие доходы, чтобы бензин стоил дорого. Как бы то ни было, регулирование бензиновых цен в стране оправдано, считают специалисты.
"Нужно признаться - невысокий уровень жизни, низкая конкурентоспособность отечественной продукции и наличие собственных запасов нефти действительно делают регулирование цен на нефть оправданным. Россия пока не может себе позволить отказаться от "нерыночных" цен на бензин, благо она может себе позволить их наличие", - говорят аналитики.
Пошлина - главный инструмент
Аналитики отмечают, что дефицит бензина на внутреннем рынке РФ в настоящее время "логичен" на фоне низких цен на него в стране и высоких мировых цен на нефть.
"Если абстрагироваться от уровня жизни и доходов - понятий скорее социальных, чем экономических, то можно сделать вывод - россиянам достается очень дешевое топливо. И это - на фоне астрономических мировых цен на нефть. В данной связи дефицит бензина в стране представляется совершенно логичным даже на обывательском уровне", - говорят специалисты.
В условиях "дешевого" внутреннего рынка производителям выгоднее экспортировать топливо, и в таком случае повышение экспортных пошлин на бензин является оправданной мерой, полагают эксперты.
"Если мы хотим избежать выравнивания цен до, например, средних в Европе (53,5 рубля за литр бензина в марте) то экономический выход только один - рост пошлин (или, как крайняя мера, эмбарго на экспорт бензина, как это сделали в Казахстане). И этот выход абсолютно оправдан, причем даже нынешнего повышения пошлин с 1 мая 2011 года недостаточно", - считают эксперты.
По оценкам специалистов "РИА-Аналитики", майское повышение экспортных пошлин на бензин приведет к потерям экспортеров примерно на 10 рублей с литра экспортируемого топлива, что могло бы быть скомпенсировано эквивалентной внутрироссийской ценой на уровне 36-37 рублей за литр. Однако даже при таких ценах российский бензин оставался бы очень дешевым по сравнению со странами Европы, отмечают эксперты.
Аналитики считают, что в текущих рыночных условиях повышение внутренних цен на бензин неизбежно.
"Результаты рейтинга свидетельствуют о том, что рост цен на отечественное топливо является неизбежной экономической реалией - мы слишком оторвались от соседей по Европе", - указывают специалисты. Сохранять подобное состояние в условиях рыночной экономики очень тяжело, и пошлины остаются главным рыночным методом для этого, заключают специалисты.