РИА Рейтинг – 4 сен. Как правило динамика производства в российском машиностроении тесно коррелируется с динамикой инвестиций. Из всех промышленных отраслей машиностроение является одной из наиболее чувствительных к изменениям инвестиционного климата. Во все предыдущие сложные для экономики периоды спад инвестиций обозначал одновременный или даже преждевременный спад производства в машиностроении. В 2014 году эта закономерность нарушена. Инвестиции в основной капитал, согласно официальной статистике, падают, в то время как объемы машиностроительного производства растут, причем этот рост практически непрерывно ускоряется.

Согласно оценке экспертов РИА Рейтинг, в первом квартале 2014 года суммарное производство в трех машиностроительных отраслях увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0.5%. По итогам первого полугодия рост составил уже 3.6%. В июле — 12%, что стало двухлетним рекордом.

Многие аналитики назвали главной причиной такого неожиданного результата события на Украине, из-за которых сократился импорт железнодорожной техники, в результате чего заметно выросло производство аналогичной продукции в России. Детальный анализ показывает, что действительно этот фактор оказал определенное влияние. По итогам полугодия выпуск грузовых вагонов в стране вырос на 12.5%. При этом импорт украинских вагонов сократился почти в пять раз. Тем не менее, эксперты РИА Рейтинг предлагают не переоценивать «украинский» фактор.

Из двенадцати подотраслей, на которые Росстат разделил все российское машиностроение, рост производства в первом полугодии наблюдался только в двух: в «производстве электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи» и в «производстве судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств». Рост в первой составил 14.2%, во второй — 30.7%. Доля первой подотрасли в общем объеме машиностроительного производства невелика, поэтому ее вклад в суммарный результат измеряется единицами десятых долей процентов. Следовательно, основной прирост обеспечила вторая подотрасль, в которую наряду с космическим машиностроением, авиастроением и судостроением включено и железнодорожное машиностроение.

Однако, по оценке экспертов РИА Рейтинг, рост производства в железнодорожном машиностроении был в первом полугодии сравнительно небольшим — около 5%. Активное наращивание производства вагонов было нивелировано спадом в производстве локомотивов. Отсюда следует, что основной вклад в растущий тренд в этой подотрасли и во всем машиностроительном комплексе сейчас исходит не только и не столько от воспользовавшихся случаем вагоностроительных предприятий, сколько от производителей самолетов, кораблей и космических аппаратов.

К сожалению, официальная статистика не дает ежемесячных данных по объему производства авиационной и судовой техники — как военного, так и гражданского назначении. Об активизации динамики производства этой продукции можно судить лишь косвенно по довольно частным новостям о спуске на воду новых танкеров, катеров и кораблей, а также по тому факту, что количество первых вылетов новых самолетов Superjet 100 существенно превосходит прошлогодние показатели. В январе-июне текущего года первые полеты совершили 15 самолетов Sukhoi Superjet 100, тогда как годом ранее — 8. О динамике выпуска военных самолетов судить и того сложнее, так как эта информация озвучивается довольно скупо.

Таким образом, как это видно из вышесказанного, наблюдаемый рост машиностроительного производства очень непропорциональный, а вернее — однобокий. Существенное увеличение производства летательной и плавательной техники — это конечно хорошо, но общая панорама отрасли не дает повода для излишнего оптимизма. В десяти подотраслях из двенадцати наблюдался спад, причем во многих очень глубокий. В том числе логичный спад зафиксирован в производстве большей части техники инвестиционного назначения — станков, металлургического оборудования, крупного энергетического оборудования, грузовых автомобилей, тракторов и др. Плюс к этому, в 2014 году начался спад в производстве машиностроительной продукции, предназначенной для потребительского рынка, что связано с ухудшением динамики кредитования физических лиц.

Эксперты РИА Рейтинг надеются, что в оставшиеся месяцы текущего года спрос на технику инвестиционного назначения все же активизируется за счет реализации инфраструктурных госпроектов. Вместе с тем в четвертом квартале в машиностроении начнет действовать фактор высокой базы, что будет сдерживать дальнейший рост.

Тем не менее, учитывая очень неплохой результат первого полугодия, эксперты РИА Рейтинг повысили свой прогноз по росту производства в машиностроительном комплексе по итогам 2014 года с 1% до 2%.

Подробный анализ тенденций, складывавшихся в машиностроении в I полугодии 2014 года, Вы сможете найти в бюллетене «Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги января-июня 2014 года», подготовленном экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг». Для получения бесплатной электронной версии бюллетеня, направьте запрос на адрес v.minakov@rian.ru.