МОСКВА, 29 мая - РИА Новости. Практически все страны для финансирования государственных расходов привлекают заемные средства, что является источником формирования государственного долга. Причем зачастую, чем богаче страна и выше в ней уровень жизни, тем большие объемы государственного долга она имеет. И это вполне объяснимо – выполнение социальных обязательств и реализация масштабных макроэкономических программ требуют дополнительных финансов, которые не вписываются в рамки бюджетов, и привлечь их можно только на долговом рынке. Поэтому, по мнению экспертов «РИА-Аналитика», само по себе наличие госдолга в той или иной стране с этих позиций не является чем-то экстраординарным.
В то же время важно, чтобы уровень госдолга соответствовал не только потребностям, но и возможностям страны. За примерами несоответствия далеко ходить не надо – достаточно взглянуть на Грецию и ряд других стран южной Европы, чрезмерная долговая нагрузка которых явилась катализатором европейского кризиса. Уровень долга является также важнейшим показателем, на который обращают внимание рейтинговые агентства, вынося свой вердикт о кредитоспособности страны путем выставления рейтинга. Последний, в свою очередь, является ориентиром для инвесторов и, в конечном счете, сильно влияет на потоки инвестиций в страну.
Для выяснения ситуации, как обстоят дела с долгами в разных странах, как соотносится уровень долга с масштабами экономики, эксперты «РИА-Аналитика» подготовили по данным МВФ рейтинг стран по уровню долговой нагрузки. В качестве базового показателя использовалось значение объема долга, приходящегося на одного жителя. Конечно, напрямую каждый житель той или иной страны по госдолгу никому не должен, но при возникновении форс-мажорных обстоятельств, как например, в случае с Грецией, очень многие почувствуют наличие долгов государства – это в частности выразится в сокращении бюджетных зарплат, росте налогов, сворачивании социальных программ и пр.
Лидирует в рейтинге по показателю «объем госдолга на одного жителя» Япония. В Стране восходящего солнца на каждого японца по итогам 2011 года приходится по 105.5 тыс. долларов странового долга. Всего госдолг Японии составляет порядка 13.5 трлн. долларов – немногим меньше, чем у США. Япония может служить иллюстрацией того, что, большой государственный долг для страны не является однозначным свидетельством проблем. Очень многое здесь зависит от способности экономики государства по этим самым долгам платить, а также от возможностей привлекать новые кредиты. Кроме того, на мировом уровне работает принцип «too big to fall» (слишком большой чтобы упасть), когда способность платить по долгам в большей степени проблема кредиторов, а не должников.
Нечто подобное наблюдается, например, в случае с США, занявшими в рейтинге третье место вслед за Ирландией. На одного американца приходится 49.8 тыс. долларов госдолга страны. Это достаточно большая цифра и она с успехом продолжает расти год от года. В США за счет увеличения госдолга финансируются новые программы и решения, в том числе и для получения поддержки избирателей.
Однако назвать сложившуюся ситуацию идиллией, конечно нельзя. Следует отметить, что хотя увеличение долга может быть бесконечным, это совершенно не отменяет одновременно того факта, что все большие и большие обязательства перекладываются на плечи будущих поколений. Или на плечи будущих политиков и руководителей, если речь идет о более коротких горизонтах.
Впрочем, отсутствие госдолга совсем не всегда свидетельствует об успешности страны. В конце рейтинга находятся Мадагаскар с госдолгом в 26 долларов на человека, Либерия (41 доллар) и Демократическая Республика Конго (69 долларов). Низкий госдолг в этих странах связан не с большими собственными ресурсами государств, а со слабостью их экономик, не имеющих больших возможностей привлекать заемные средства.
На одного россиянина на конец 2011 года приходится 1247 долларов государственного долга. Это позволяет нашей стране занимать вполне комфортное 99 место в рейтинге, располагаясь между Болгарией и Перу. Уровень госдолга в России стране невысок, и в данном случае это связано с тем, что государство не испытывает большой необходимости в привлечении денежных ресурсов под проценты. Особенно, пока сохраняются высокие цены на нефть.
Российский госдолг, кстати, и растет медленно – на одного россиянина в 2011 году стало на 26 долларов долга больше. Лидером роста по абсолютным показателям стала также Япония – на одного японца в 2011 году стало приходиться на 12.9 тыс. долларов госдолга больше, что во много было связано с укреплением йены. Самое большое снижение госдолга наблюдалось в ОАЭ (минус 800 долларов на человека). Вообще, снижался госдолг только в 18 странах из 168 участников рейтинга.
Адекватные возможности для роста долговой нагрузки в России есть, однако пока «улучшать» позиции в рейтинге особой целесообразности нет. Российский госдолг не самый дешевый в обслуживании, а инструментов для финансирования государственных программ в целом хватает. Впрочем, объективные предпосылки для возможно увеличения госдолга есть. Связаны они с большим количеством масштабных задач, стоящих перед государством, для решения которых, вполне возможно, придется занимать.
Немаловажен в качестве меры долговой нагрузки показатель отношения госдолга к объему ВВП страны. По сути, эта цифра отражает то, в какой степени соотносится долг с размерами экономики страны. Лидирует по долговой нагрузке Япония – 230% составляет госдолг этой страны по отношению к ВВП. На втором месте расположилась Греция уже «только» 161%, далее следует государство Сент-Китс и Невис. Меньше всех долг к ВВП составляет в Омане (5%), на Мадагаскаре и в соседней к нам Эстонии – по 6%.
Долговая нагрузка на отечественную экономику также крайне низка – госдолг к ВВП России составляет менее 10% и по этому показателю мы 161-е из 168 стран. В принципе это можно рассматривать как повод для позитивных оценок – российские низкие показатели связаны с тем, что государство не берет в долг, а не с тем, что ему сложно привлечь кредиты (среди стран с низким соотношением достаточно и таких). Более верным, однако, представляется рассматривать сложившееся соотношение как запас прочности. Увеличивая госдолг в разумных пределах, Россия продолжит оставаться страной с адекватной нагрузкой на экономику. Как следствие, при необходимости страна вполне может финансировать какие-то проекты по модернизации экономики, например, в пределах даже 20-30% ВВП или порядка 450 млрд. долларов, не ухудшая существенно надежность страны как кредитора. В условиях большой мировой финансовой нестабильности это добавляет оптимизма оценкам перспектив отечественной экономики.