РИА Рейтинг – 19 июн. Если в прошлом году в машиностроительном секторе был отмечен один из самых высоких темпов роста среди отраслей обрабатывающего сектора, то в текущем году его ожидает глубокий спад – возможно, глубже, чем в какой-либо другой отрасли.
Машиностроение, как правило, более других отраслей чувствительно к тем кризисным проявлениям, которые обрушились на российскую экономику в марте-апреле. Это обусловлено тем, что в периоды кризиса, прежде всего, страдают инвестиционный спрос и покупательная способность населения – основные составляющие жизнедеятельности машиностроения. В 2009 году, когда вся промышленность сократилась на 10,7%, машиностроительный сектор рухнул на 31,2%, в 2015 году, соответственно – на 3,4% и 8,9%. То есть разница в темпах примерно в 2,5-3 раза.
Вместе с тем, 2020 год начался для отрасли вполне благополучно, хотя некоторые трудности она начала испытывать еще в прошлом году – в частности падение продаж и производства автомобильной техники. Тем не менее, в январе, по данным МЭР, рост производства в машиностроении составил 5,2%, в феврале – 9,4%. Казалось, что, несмотря на сохранение некоторых трудностей со спросом, машиностроительный сектор не остановит роста до конца года. Однако в марте, одно за другим, случилось два стихийных бедствия – падение нефтяных цен и пандемия. В результате, в марте динамика в промышленности в целом была еще положительной, и рост составил минимальные 0,3%, но в машиностроении производство рухнуло на 10,7%. При этом за счет первых двух месяцев результат первого квартала был не таким пугающим – спад составил по сравнению с первым кварталом прошлого года всего 0,5%.
Наихудшие результаты среди машиностроительных подотраслей, как и в прошлом году, зафиксированы в автомобилестроении и в авиакосмической промышленности, где спад в первом квартале составил, соответственно, 11,6% и 12,7%. Что касается производства летательных и космических аппаратов, то объяснить причины глубокого падения их выпуска сложно в силу недостатка открытой информации. Между тем информации по автомобилестроению достаточно. Спад здесь сохраняется второй год подряд, несмотря на оказываемые правительством меры по стимулированию спроса. В текущем году эти меры вырастут еще больше, но вряд удастся избежать спада на 20-30%.
В других машиностроительных секторах, результаты первого квартала были более-менее сносные, но и в них чувствуются признаки перенапряжения, притом что в первом квартале проявления кризиса в экономике в целом были еще не так ощутимы, как апреле и мае.
В производстве крупного энергетического оборудования (турбин, генераторов, котлов) продолжается спад из-за проседания внутреннего спроса, но в данном секторе началось некоторое оживление по линии внешней торговли – экспорт по некоторым позициям стал расти довольно быстрыми темпами, и, возможно, за счет него удастся избежать глубокого спада по итогам 2020 года. Впрочем, экспортный спрос в условиях мирового кризиса – понятие капризное, поэтому стопроцентной уверенности нет.
В сельскохозяйственном машиностроении дела обстоят, пожалуй, лучше, чем в большинстве других машиностроительных секторов. Рост в целом по сектору составил в первом квартале 4,1%, но при этом по некоторым ключевым позициям – в частности, по тракторам, наблюдается глубоко отрицательная динамика. Сектор может удержаться на плаву в 2020 году за счет специфики потребителя, а именно аграрного сектора, который, как правило, страдает не столько от кризиса, сколько от погодных условий. Кроме того, программа 1432, которая оказывала большую поддержку сельхозмашиностроению в предыдущие годы, продлена и на 2020 год, хотя и на менее выгодных условиях.
В наибольшей опасности в текущих условиях пребывают два крупных машиностроительных сектора – железнодорожное и дорожно-строительное машиностроение. Первое может пострадать от снижения перевозок, урезания инвестиционных планов со стороны РЖД и профицита на рынке грузовых вагонов. Второе – из-за падения инвестиционного спроса со стороны нефтяников и строительных организаций.
По аналогии с предыдущими кризисами, и учитывая уникальность текущей ситуации, которая не имеет аналогов в истории, эксперты РИА Рейтинг полагают, что спад производства в машиностроении может составить около 20%.
Более детальный анализ трендов развития российского машиностроения приведен в бюллетене «Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги января-марта 2020 года», подготовленном экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг».
Объем бюллетеня – 37 страниц формата А4, включая 22 графика и 15 таблиц. В качестве источников информации используются данные Росстата, ФТС, АЕБ, АСМ-Холдинга, данные компаний, данные СМИ, собственные расчеты РИА Рейтинг.
Бюллетень распространяется по платной подписке. Для получения полной версии бюллетеня свяжитесь с нами: e-mail: rating@rian.ru, или оформите заявку по ссылке.
Бюллетень выпускается с 2011 года на ежеквартальной основе. График выпуска бюллетеня: итоги года – март-апрель, итоги I-го квартала – июнь, итоги первого полугодия – сентябрь, итоги 9-ти месяцев – декабрь.
РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.
МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы – «Зубовский, 4»