РИА Рейтинг – 16 июн. В целом по итогам I квартала 2016 года число людей, выбравших НПФ для размещения своей обязательной накопительной пенсии, достигло почти 30 миллионов человек. Для сравнения, на 1 января 2016 года, таких было 26 миллиона, а годом ранее – 22 миллиона. Таким образом, за три месяца НПФ смогли увеличить клиентскую базу примерно на 12%, а по сравнению с 1 января 2015 года у НПФ клиентов стало на треть больше.
Как и ранее в денежном выражении рост оказался еще больше, так как помимо привлеченных денег новых клиентов НПФ преумножили накопления клиентов, которые доверили свои средства фондам ранее. Объем пенсионных накоплений в первом квартале 2016 года у российских НПФ вырос на 17% или на 290 миллиардов рублей. В целом на 1 апреля 2016 года объем пенсионных накоплений в российских НПФ почти составил 2 триллиона рублей. Для сравнения, активы российских банков в январе-марте снизились на 2,3%. Относительно быстрый рост активов НПФ уже начинает быть ощутимым в масштабах российской финансовой системы, при этом не смотря на это все больше обсуждается «провал» накопительной системы в России, так что ее дальнейшие перспективы еще туманы.
Консолидация продолжается
Эксперты РИА Рейтинг на основе данных Банка России провели анализ ситуации на рынке пенсионных накоплений и подготовили рейтинг негосударственных пенсионных фондов (НПФ) на 1 апреля 2016 года.
В текущий рейтинг вошли 61 НПФ (в рейтинг включены действующие НПФ, с ненулевыми накоплениями), хотя в начале года действующих НПФ было 65, а на 1 января 2015 года – 86. Таким образом, исход игроков с рынка продолжается.
Состав крупнейших НПФ на рынке за квартал не изменился. Как и прежде лидирует НПФ Сбербанка с балансовой стоимостью накоплений на 1 апреля 2016 года в размере 329 миллиардов рублей. За последний квартал этот НПФ показал прирост накоплений на 35%, что позволило НПФ Сбербанка заметно оторваться от второго места – теперь лидера и его «преследователя» разделяют более 90 миллиардов рублей. В целом в первом квартале НПФ Сбербанка обеспечил более трети всего прироста пенсионных накоплений по рынку, а в 2015 году более четверти.
По абсолютному приросту накоплений НПФ Сбербанка стал лидером, но в процентном выражении семи НПФ удалось показать результат более высокий. В 5,5 раз накопления увеличились у НПФ "Образование и наука" (+13 мест в рейтинге). Более чем в 2 раза рост наблюдался у НПФ "Европейский пенсионный фонд" (+4 места за квартала) и НПФ Согласие (+2 места за квартала), которые по итогам 2015 года также были лидерами относительного прироста. Еще у трех фондов (НПФ "Доверие", НПФ "Сургутнефтегаз" и НПФ "НЕФТЕГАРАНТ") в первом квартале прирост накоплений был более чем в 1,5 раза. В целом лишь 40% НПФ в первом квартале удалось показать положительную динамику, а у 13 НПФ снижение пенсионных накоплений было двузначным. При этом крупные банки были в среднем более успешными – у первой восьмерки крупнейших НПФ накопления в начале текущего года росли.
Такая дифференциация в темпах роста привела к заметному росту концентрации на рынке пенсионных накоплений. Если на конец 2015 года на первую десятку НПФ приходилось 77% накоплений, то на 1 апреля 2016 года уже более 80%. Скорее всего, в будущем консолидация продолжится и в среднесрочной перспективе на ТОП-10 НПФ будет приходиться 90% накоплений.
По числу застрахованных лиц по итогам первого квартала НПФ Сбербанка также упрочил свое лидерство относительно бывшего лидера – НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ", однако его стремительно нагоняет НПФ "БУДУЩЕЕ". По итогам января-марта НПФ Сбербанка нарастил клиентскую базу на треть до 4,2 миллиона клиентов против 3,7 миллиона клиентов на 1 января 2016 года. При этом НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ", который на начало года лишь символически уступал НПФ Сбербанка, а в 2015 году и вовсе был первым, в первом квартале потерял 11% клиентов и теперь занимает четвертое место с результатом 2,7 миллиона клиентов. В свою очередь НПФ "БУДУЩЕЕ" показал феноменальный рост клиентов – в 1,8 раза, что позволило ему значительно сократить отрыв от НПФ Сбербанка (3,7 и 4,2 миллиона клиентов на 1 апреля соответственно, против 2,1 и 3,1 миллиона клиентов на 1 января 2016 года), что позволило НПФ "БУДУЩЕЕ" за квартал переместится с четвертого на второе место по числу клиентов.
Большинству НПФ удалось отыграться
Если в 2015 году две трети НПФ показали доходность ниже инфляции, то в первом квартале многим из них удалось отыграться. Более 90% (57 из 61 НПФ) показали доходность выше, чем рост потребительских цен (2,1%). Такой хороший результат является следствием не только относительно низкой инфляции, но и высокой доходности – медианная доходность составила 10,5%.
Самую высокую доходность инвестирования средств пенсионных накоплений в первом квартале 2016 года продемонстрировали преимущественно небольшие фонды, в честности: НПФ "Оборонно-промышленный фонд им. В.В.Ливанова" – 17% и НПФ "Социум" – 14%. При этом также ряду крупных фондов удалось зафиксировать значительную прибыльность инвестиций: НПФ "Промагрофонд" и НПФ "РГС" – 14%.
На этом благоприятном фоне только два НПФ показали отрицательную доходность: НПФ "МЕЧЕЛ-ФОНД" – -1.1% и НПФ "БУДУЩЕЕ" – -6.8%. Обращает на себя внимание, что аутсайдером по доходности стал крупный фонд (НПФ "БУДУЩЕЕ") с очень хорошей динамикой привлечения клиентов.
Рейтинг негосударственных пенсионных фондов (НПФ) по итогам I квартала 2016 года PDF-формате >>
РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке состояния компаний, регионов, банков, отраслей и кредитных рисков. Основными направлениями деятельности агентства являются: присвоение кредитных рейтингов и рейтингов надежности банкам, предприятиям, регионам, муниципальным образованиям, страховым компаниям, ценным бумагам, другим экономическим объектам; экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.
МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА Новости, Р-Спорт, РИА Недвижимость, Прайм, ИноСМИ. МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.