Рэнкинги

Рейтинг округов Москвы по обеспеченности объектами розничной торговли

Москва, 6 дек - РИА Новости. Комфортность проживания жителя каждого населенного пункта тесно взаимосвязана с разнообразием и доступностью объектов торговли. Возможность недорого и в пределах разумной доступности купить нужный и качественный товар является важной характеристикой места жительства любой семьи. Как свидетельствует рейтинг округов Москвы по обеспеченности объектами розничной торговли, подготовленный экспертами "РИА-Аналитика" РИА Новости, расположение магазинов по территории столицы не является абсолютно равномерным, и не все жители города имеют одинаковые условия для совершения покупок. Кроме того, диспропорции в размещении торговых площадей создают предпосылки для перераспределения транспортных потоков, что осложняет транспортную ситуацию в городе.

Рейтинг строился на основе данных Мосгорстата за 2010 год. Округа Москвы в рейтинге были проранжированы по суммарной торговой площади объектов розничной торговли (площади торговых залов), приходящейся на 1 тысячу проживающих в округе жителей.

Комментарии к рейтингу опубликованны в газете Московские новости №176 от 6 декабря 2011 года, а также их можно посмотреть на сайте газеты.

Первое место по обеспеченности объектами розничной торговли уверенно занимает Центральный административный округ, в котором сосредоточена значительная часть торговой активности столицы. В центре Москвы на 1 тыс. жителей приходится 1944.6 кв. м торговых площадей. При этом округ лидирует по всем составляющим показателя: и по павильонам, и по магазинам, и по торговым центрам. Правда, в случае с торговыми центрами необходимо отметить, что в статистику не попадают торговые площади, вынесенные за МКАД, что, возможно, отразилось бы на показателях ряда других округов.

По абсолютному числу магазинов и торговых центров ЦАО также является лидером. Вообще, на округ приходится около половины всего оборота торговли в Москве. Несмотря на высокую обеспеченность объектами розничной торговли, в области торговли в ЦАО имеется существенная проблема. Это связано со структурой торговли – в округе достаточно много элитных магазинов, однако из-за дороговизны аренды и особенностей исторической архитектурной застройки ощущается нехватка хозяйственных и недорогих продовольственных магазинов шаговой доступности.

Второе место в рейтинге занимает Юго-Восточный АО, где на 1 тыс. населения приходится 998.5 кв. м торговых площадей. Во многом высокие позиции округа связаны с развитием торговых центров. По их площади на 1 тыс. жителей показатели округа практически приближаются к показателям ЦАО, существенно превышая уровни остальных округов.

На третьем месте в рейтинге находится Западный АО с 846.2 кв. м торговых площадей на 1 тыс. жителей. Примечательно, что позиции округа сильны за счет магазинов. По торговым центрам округ занимает шестое место в столице, а по торговым павильонам вообще последнее место среди всех округов Москвы.

В целом, как показали результаты рейтинга, Москве есть куда развиваться дальше. В сравнении с крупными городами мира обеспеченность торговыми площадями в Москве существенно ниже. Так, если в столице на 1 тыс. человек населения приходится около 800 кв м торговой площади, то, например, в Берлине – 1700 кв. м, а в Лос Анжелесе – 1800 кв. м.

Для решения существующих проблем в Москве принята Подпрограмма «Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг города Москвы на 2012-2016 гг.», одной из целей которой является доведение обеспеченности населения торговыми площадями к 2016 году до уровня в 1200 кв. м на 1 тыс. жителей. Согласно Программе, в 2012-2016 гг. запланировано открытие 4.5 тыс. предприятий розничной торговли, ликвидация 226 проблемных зон в микрорайонах и кварталах на территории города с недостаточной обеспеченностью населения объектами торговли, общественного питания и бытового обслуживания шаговой (пешеходной) доступности, оптимизация размещения и развитие сетей розничных рынков и ярмарок, а также принятие ряда других мер.

Выпуск рейтинга осуществлен при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы.