РИА Рейтинг – 6 апр. В 2016 году на фоне постепенной адаптации экономики к внешним вызовам кредитоспособность большинства российских регионов повысилась. Об этом свидетельствует очередной индекс кредитоспособности регионов РФ по итогам 2016 года, рассчитанный экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг». Методика расчета индекса кредитоспособности региона основывается на агрегировании показателей, которые позволяют оценить возможности субъекта РФ выполнять свои  долговые обязательства. Индекс кредитоспособности рассчитывался только для регионов, у которых есть государственный долг. Таких регионов на 1 января 2017 года было 83. Индекс не рассчитывался для Сахалинской области и г. Севастополь, государственный долг которых равен нулю.

Кредитоспособность российских регионов – 2017
Кредитоспособность российских регионов – 2017

Важнейшим фактором, который привел к повышению индекса кредитоспособности большинства регионов, является рост собственных доходов на фоне невысокого темпа роста государственного долга бюджетов. В 2016 году суммарные доходы бюджетов субъектов РФ всех регионов выросли на 6,9%, а налоговые и неналоговые доходы – на 9,6%. Налоговые и неналоговые доходы выросли в 78 регионах. При этом суммарный объем государственного долга всех регионов вырос только на 1,5%. Опережающие темпы роста доходов по сравнению с темпами роста госодолга привели к снижению долговой нагрузки. 

Согласно результатам «Рейтинга регионов по уровню долговой нагрузки», рассчитанного Рейтинговым агентством «РИА Рейтинг», отношение суммарного госдолга всех регионов на 1 января 2017 года к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов за 2016 год составило 33,8%, что на 2,7 процентных пункта ниже, чем годом ранее. Отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета снизилось у 63 субъектов РФ. 

Повышению уровня долговой нагрузки способствовало и улучшение структуры доходов региональных бюджетов. По итогам 2016 года доля налоговых и неналоговых доходов в суммарном объеме доходов бюджетов всех субъектов РФ составила 81%, что на 2 процентных пункта больше, чем в 2015 году. Доля налоговых и неналоговых доходов в структуре доходов регионального бюджета снизились только в 14 из 85 субъектов РФ, причем в большинстве из них незначительно.

В результате опережающего роста доходов над расходами, которые выросли на 5,6%, улучшилась и ситуация с дефицитом региональных бюджетов. По итогам 2016 года дефицит бюджета превысил 10% налоговых и неналоговых доходов только у 15 регионов РФ, в то время как в 2015 году таких регионов было 41. 

Положительную роль в повышении кредитоспособности сыграло и активное замещение региональными властями дорогих бюджетных кредитов дешевыми бюджетными. За счет этого доля бюджетных кредитов в суммарном государственном долге на 1 января 2017 года составила 42,1%, а на долю коммерческих кредитов приходится 34,9%. По итогам 2015 года соотношение было диаметрально противоположным.

Индекс кредитоспособности повысился у 71 региона, у 10 – снизился

Медианное значение индекса кредитоспособности, т.е. значение, которое превышает индекс кредитоспособности у 50% российских регионов, на 1 января 2017 года составило 53,5, что на 6 пунктов выше, чем годом ранее. Среднее значение индекса кредитоспособности всех регионов выросло с 52,8 на 1 января 2016 года до 56,5 на 1 января 2017 года. 

По итогам 2016 года индекс кредитоспособности повысился у 71 субъекта РФ, из которых у 25 регионов более чем на 10 пунктов. Еще двух субъектов РФ (Москвы и Санкт-Петербурга) индекс кредитоспособности остался на максимально возможном уровне. Снизился индекс только у 10 субъектов РФ. 

В то же время, несмотря на общее улучшение кредитоспособности, у ряда регионов наблюдается напряженная ситуация в данной сфере, что во многом обусловлено высокими объемами государственного долга и низкими доходами бюджетов. Однако число таких регионов снижается. По данным на 1 января 2017 года у 13 регионов РФ значение индекса кредитоспособности было ниже 30 и только у одного –  ниже 20, что соответственно на 7 и 4 меньше чем на 1 января 2016 года. 

На фоне снижения числа регионов с низким значением индекса кредитоспособности, растет число регионов с высоким значением индекса. На 1 января 2017 года индекс кредитоспособности превысил 80 (максимально возможное значение 100) у 19 регионов РФ. За год число таких регионов выросло на 4. Число регионов, у которых индекс кредитоспособности превышает 90, выросло с 6 до 7. В их число, по данным 1 января 2017 года, помимо Москвы и Санкт-Петербурга входят Московская область, Ленинградская область, Республика Татарстан, Тюменская область, Приморский край.

Лидеры роста

Лидерами по росту индекса кредитоспособности стали Магаданская, Вологодская, Ульяновская и Новосибирская области, у которых по итогам 2016 года индекс кредитоспособности вырос более чем на 20 пунктов. 

В 2016 году индекс кредитоспособности наиболее существенно вырос в Магаданской области (+24,9 пункта). Важнейшим фактором, способствующим повышению индекса, является рост доходов областного бюджета. В 2016 году налоговые и неналоговые доходы областного бюджета Магаданской области выросли на 29%. По темпам роста область заняла 4 место среди всех регионов РФ. При этом объем государственного долга области в 2016 году не изменился. В результате отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам областного бюджета снизилось с 77,5% на 1 января 2016 года до 60% на 1 января 2017 года. Рост доходов также способствовал улучшению структуры бюджета Магаданской области. В частности в 2016 году существенно снизился дефицит бюджета и выросла доля собственных доходов в суммарном объеме доходов областного бюджета. К позитивным факторам, способствующим повышению индекса кредитоспособности, также относится рост доли прибыльных предприятий, снижение уровня задолженности по налогам и улучшение ряда других показателей в 2016 году. 

Рост индекса кредитоспособности Вологодской области на 22,2 пункта обусловлен существенным снижением уровня долговой нагрузки за счет роста налоговых и неналоговых доходов на 23,4%, а также снижения объемов государственного долга на 9,2%. При этом объем дорогих коммерческих кредитов Вологодской области снизился на 33%. Кроме того, бюджет Вологодской области по итогам 2016 года был исполнен с профицитом. Позитивное влияние на значение индекса кредитоспособности региона оказало и улучшение ряда экономических показателей. В 2016 году в Вологодской области выросла доля прибыльных предприятий, повысился объем инвестиций в основной капитал.

Индекс кредитоспособности Ульяновской области в 2016 году также вырос на 22,2 пункта, что явилось следствием существенного повышения доходов областного бюджета. В 2016 году налоговые и неналоговые доходы областного бюджета Ульяновской области выросли на 33,8%, что является лучшим показателем среди всех регионов РФ. Столь существенный рост доходов привел к снижению уровня долговой нагрузки, даже несмотря на то, что объем государственного долга области вырос на 7,3%. По итогам 2016 года отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам областного бюджета составило 62,6%, что на 15,5 процентных пунктов ниже, чем в предыдущем году. Кроме того, рост доходов привел к существенному снижению дефицита областного бюджета и росту доли налоговых и неналоговых доходов в структуре доходов бюджета. 

В Новосибирской области, индекс кредитоспособности которой повысился на 20,8 пунктов, в 2016 году снизился уровень долговой нагрузки, выросла доля собственных доходов в структуре доходов областного бюджета, снизился дефицит бюджета, выросла доля прибыльных предприятий, сократилась задолженность по налогам.

Аутсайдеры по динамике индекса

Как уже говорилось, индекс кредитоспособности в 2016 году снизился только у 10 субъектов РФ, причем снижение было относительно невысоким. Более чем на 5 пунктов индекс кредитоспособности снизился у трех регионов – это Тамбовская область (-5,2 пункта), Ненецкий автономный округ (-5,2 пункта) и Курская область (-5,1 пункта). Одним из основных факторов, который привел к снижению индекса кредитоспособности в данных регионах, стал рост объемов государственного долга, что привело к повышению уровня долговой нагрузки. Отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам в Тамбовской области выросло с 57,1% на 1 января 2016 года до 61% на 1 января 2017 года, в Ненецком автономном округе – с 6,5% до 31,7%, а в Курской области – с 25,5% до 30,5%. Кроме того, в Курской области и в Ненецком автономном округе увеличился дефицит бюджета. Снижению индекса кредитоспособности Курской и Тамбовской областей также способствовал рост задолженности по налогам.

Методика расчета индекса

Индекс кредитоспособности российских можно рассматривать в качестве индикатора, характеризующего возможности региона обслуживать государственные долговые обязательств. Значение индекса может изменяться в диапазоне от 0 (минимально возможное / худшее значение) до 100 (максимально возможное / лучшее значение). Индекс рассчитывается для регионов, у которых есть государственный долг. Соответственно на 1 января 2017 года индекс не рассчитывается для Сахалинской области и г. Севастополь, государственный долг которых равен нулю. 

Методика расчета индекса кредитоспособности региона основывается на агрегировании показателей, которые позволяют оценить возможности субъекта РФ выполнять свои долговые обязательства. При расчете индекса учитывались показатели, характеризующие долговую нагрузку региона, его бюджет и экономику. 

Для оценки долговой нагрузки анализировались следующие показатели: отношение государственного долга к объему собственных доходов, отношение прямого долга к объему собственных доходов, отношение коммерческого долга к объему собственных доходов, отношение общего долга субъекта РФ к объему собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, отношение общего долга субъекта РФ к объему ВРП субъекта РФ. 

В группу «Бюджет» включены такие показатели как: Доля собственных доходов в суммарном объеме доходов, доля безвозмездных перечислений из федерального бюджета за вычетом поступлений налогов в федеральный бюджет в суммарных доходах, доля дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов РФ в суммарных доходах, отношение дефицита / профицита бюджета к собственным доходам, отношение собственных доходов к текущим расходам бюджета.

В группу «Экономика» включены следующие показатели: масштаб экономики, уровень диверсификации экономики, уровень износа основных фондов, инвестиции в основной капитал, доля прибыльных предприятий, отношение задолженности по налогам к суммарному объему налоговых платежей.

Индекс кредитоспособности российских регионов – 2017, в PDF-формате >>

РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня»  международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА НовостиР-СпортРИА НедвижимостьПраймИноСМИ. МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.