РИА Рейтинг – 22 сен. Экономические потрясения 2020 года, вызванные пандемией коронавируса, падением нефтяных цен и девальвацией рубля достаточно сильно сказались на потребительском спросе в России. Отчасти это связано с сокращением доходов населения, и в какой-то мере с ограничением передвижения в рамках режима самоизоляции, со снижением потребительской уверенности и закрытием в период карантина торговых сетей и предоставляющих услуги предприятий. В конечном итоге все сегменты, работающие с конечными потребителями, увидели меньше клиентов и меньше денег в их руках, хотя ситуация, конечно, была очень неравномерной в разных секторах рынка и отраслях.

За первые семь месяцев текущего года потребительский спрос в России сократился, по оценкам РИА Рейтинг, на 6,7% относительно результата января-июля 2019 года. В рамках исследования, потребительский спрос оценивался, как сумма оборота розничной торговли, объема платных услуг населению и расходов людей на кафе и ресторанах. Основной удар по спросу был нанесен во втором квартале, тогда как в первом, напротив, наблюдался неплохой рост. И хотя в конце лета динамика расходов населения улучшилась, а по некоторым параметрам потребительского спроса можно даже говорить о восстановлении, но в целом спад сохраняется до сих пор, хоть и не такой глубокий, как это наблюдалось в пиковый период пандемического кризиса.

Стоит отметить, что ситуация в региональном разрезе в России отличалась очень сильно. Это связано с тем, что, карантинные меры в разных регионах были очень вариативными в сроках и видах экономических ограничений. Для оценки ситуации в данной сфере по заказу РИА Новости эксперты агентства РИА Рейтинг рассчитали динамику потребительского спроса в регионах РФ. На основании этих данных был составлен рейтинг регионов РФ по динамике потребительского спроса.

В 11 регионах спрос упал более чем на 10%

Как показали результаты исследования, динамика спроса очень сильно разнилась у лидеров и замыкающих рейтинг регионов. В частности, в 8 регионах в январе-июле спрос населения вырос относительно аналогичного периода прошлого года, вдобавок к этому два региона показали нулевую динамику.

На общем фоне контрастно выделяется Чукотский автономный округ, где рост потребительского спроса составил +3,1%. Этот регион, скорее всего, даже приобрел дополнительный спрос за счет режима самоизоляции. Вероятно, в обычные годы население Чукотки в летнее время массово выезжало из этого сурового и отдаленного региона в другие субъекты РФ, где люди тратили свои деньги, а теперь жители Чукотки вынуждены были обеспечивать свой досуг в домашних условиях, что и предопределило рост местного спроса.

На второй строчке расположилась Ленинградская область, где в первые 7 месяцев текущего года рост спроса был на уровне +2,0%. Объяснение тут можно найти в разных режимах самоизоляции в области и в Санкт-Петербурге. Во второй столице России торговые центры и многие виды бизнеса были закрыты очень длительное время (фактически до начала августа), и многие горожане ездили в область за товарами и за услугами. Данную версию подтверждает тот факт, что Санкт-Петербург показал один из худших результатов (-9,7%) по динамике спроса.

На третьей и четвертой строчке находятся Тверская и Рязанская области, граничащие с Москвой. Возможно, тут сыграло роль, что значительная часть жителей региона, которые работают в Москве в режиме «удаленки» стали больше проводить времени в своем родном регионе и соответственно их расходы здесь возросли. Также дополнительный потребительский спрос могли привнести москвичи, живущие на дачах в этих регионах или близ границ с ними.

Помимо вышеперечисленных потребительские расходы в январе-июле 2020 года выросли в Челябинской, Амурской, Саратовской и Томской областях, а в Республике Калмыкия, Алтайском крае остались на уровне аналогичного периода 2019 года. Как видно, географический разброс лидеров довольно обширен, при этом значительная часть регионов расположена восточнее Урала.

Обратная ситуация, где спрос упал сильнее всего, наблюдалась в Республике Северная Осетия — Алания. В этом регионе, согласно статистике, траты населения снизились на 16,4%. В целом в 11 регионах отмечается падение спроса более чем на 10%. В числе наиболее пострадавших в этом аспекте регионов, помимо Северной Осетии: Республика Саха (Якутия) (-15,1%), Приморский край (-13,1%), Республика Дагестан (-12,2%), Карачаево-Черкесская Республика (-12,1%), Омская область (-11,7%), Кабардино-Балкарская Республика (-11,6%), Республика Крым (-11,3%), Ставропольский край (-11,3%), Брянская область (-11,1%) и Свердловская область (-10%). 

Отметим также довольно низкий показатель Магаданской области, соседствующий с Чукотским АО и имеющей схожую структуру экономики. Возможно, различие показателей этих регионов обусловлено меньшей транспортной изоляцией Магаданской области и разной степенью карантинных ограничений.

Также примечателен сильный спад потребительского спроса в обеих столицах, что помимо всего прочего обусловлено большой долей платных услуг в потребительских расходах москвичей и санкт-петербуржцев. Как известно, спад оборота платных услуг в период карантина был в разы глубже, чем спад оборота розничной торговли.

Во время острой фазы пандемии каждый житель в среднем сократил расходы на 4 тысячи рублей

Помимо изменения спроса в процентном соотношении эксперты РИА Рейтинг проанализировали динамику среднедушевых среднемесячных потребительских трат, которые показывают насколько изменился спрос в денежном выражении. Для наглядности был выбран временной диапазон апрель-июль 2020 года – период наиболее острой фазы пандемии.

Как и в случае процентного изменения спроса, наилучшая ситуация оказалась в Чукотском автономном округе. Это единственный регион, где траты населения в апреле-июле текущего года оказались выше (на 1,1 тысячу рублей), чем в аналогичный период 2019 года.

Также траты населения достаточно слабо сократились в Тверской области, в Республике Калмыкия, в Республике Ингушетия и в Алтайском крае. Во всех этих регионах среднедушевые среднемесячные потребительские траты сократились в пределах 500 рублей. 

В среднем же по стране ежемесячные расходы населения, по оценкам РИА Рейтинг, сократились на 4 тысячи рублей. При этом медианное значение намного ниже – 2,6 тысячи рублей. Такая разница в среднем результате и в медианном связано с тем, что в ряде крупных экономически развитых регионов сокращение спроса было намного большим.

В частности, в Москве среднедушевые среднемесячные потребительские траты сократились почти на 10 тысяч рублей. Во многом это объяснятся эффектом почти полного запрета на зарубежный отдых. Также среди лидеров по сокращению трат такие крупные регионы: Санкт-Петербург, Московская область и Краснодарский край. Как видно, в данном перечне представлены регионы с высокими доходами населения, а также с большой долей платных услуг и трат на общепит в структуре потребительских расходов. В целом в девяти регионах среднедушевые траты населения в пандемию сократились более чем на 5 тысяч рублей в месяц.

По оценкам РИА Рейтинг в оставшейся части 2020 года динамика потребительского спроса будет отрицательной в сравнении с прошлым годом, но темпы спада, скорее всего, будет постепенно сокращаться. При этом в ряде регионов возможен рост по итогам 2020 года. Исходя из результатов семи месяцев, таких регионов может быть около десяти и даже более того.

Полное восстановление потребительского спроса произойдет не ранее 2022 года.

РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня»  международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы  «Зубовский, 4»