РИА Рейтинг – 17 ноя. Несмотря на экономические трудности из-за короновируса российский рынок автомобилей чувствует себя вполне неплохо. За 10 месяцев 2020 года в России было продано 1,2 миллиона новых автомобилей, а в сентябре и октябре наблюдается прирост продаж относительно результатов 2019 года. Где-то отчасти эпидемия даже помогла, так как часть людей боясь заразиться в общественном транспорте теперь будет больше предпочитать личные автомобили. Во-вторых, были расширены государственные программы поддержки автопрома, которые предполагают скидки и льготное кредиты для некоторых покупателей автомобилей. В-третьих, из-за общего снижения ставок в экономике автокредиты стали доступнее для большего числа покупателей. Однако текущая доступность автомобилей все равно заметно ниже, чем в пиковые прошлые года. Например, в 2012 году было продано 2,9 миллиона новых автомобилей, а российский авторынок стал вторым в Европе, когда по числу новых проданных машин мы уступали лишь Германии.

Для оценки региональных различий по доступности покупки нового автомобиля эксперты РИА Рейтинг по заказу РИА Новости провели исследование и составили рейтинг регионов по доле семей, которые могут позволить себе приобрести новую машину в кредит и оплачивать текущие расходы, связанные с ее эксплуатацией.

Как показали результаты рейтинга, доступность автомобиля для российских семей пока в среднем остается не очень высокой, но в перспективе последних 3-5 лет она демонстрирует тенденцию к росту, как за счет роста номинальных зарплат, так и за счет снижения ставок по автокредитам. При этом доступность очень дифференцирована в географическом разрезе.

Как считался рейтинг

В качестве индикатора доступности в рейтинге выступает доля семей, которые имеют возможность осуществлять ежемесячный платеж при приобретении нового автомобиля в кредит, тратить деньги на надлежащее полное содержание автомобиля и осуществлять повседневные расходы. Эта доля оценивалась на основе распределения работающих по величине зарплат в каждом регионе. Объем кредита рассчитывался при первоначальном взносе в 20% от стоимости машины и сроке кредита 3 года. Помимо кредита учитывались и другие расходы, связанные с пользованием автомобилем: КАСКО, ОСАГО, стоимость бензина, текущее обслуживание, ТО, покупка и сезонная смена резины, налоги, платные парковки и ряд других. Расчет осуществлялся на основе данных за 2019 год и 2020 год.

Семейные доходы от трудовой деятельности учитывали выплату НДФЛ и скорректированы в соответствии с региональным прожиточным минимумом на каждого члена семьи. Согласно модели предполагалось, что 50% средств, оставшихся после вычета из семейного бюджета прожиточных минимумов, идёт на содержание автомобиля и выплаты по кредиту, а вторая половина семейного бюджета – на прочие расходы. Анализ проведён независимо для девяти типов состава семьи. Результирующая доля определена как средневзвешенное значение из этих девяти типов. Рассмотрены семьи, в которых хотя бы один человек имеет работу.

Зарплаты, стоимость страхования, стоимость бензина, расходы на содержание автомобиля и прочие параметры учитывались для каждого региона в отдельности.

Для регионов Крайнего Севера, Москвы и Санкт-Петербурга расход топлива автомобилей брался как равный городским условиям, для других регионов расход считался из показателей смешанного цикла.

Для Чукотки в связи с отсутствием официальных дилеров предполагалась доставка новой автомашины из другого региона, что увеличивает стоимость машины на 80-150 тысяч рублей.

Доступность автомобилей сильно отличается от региона к региону

В среднем в 2020 году в России доля семей, для которых доступно приобретение в кредит и владение новым недорогим автомобилем стоимостью 550 тысяч рублей, рассчитанная по методологии рейтинга, составила 28,3%, что несколько меньше, чем в рейтинге 2019 года. При этом доля семей, для которых доступен средний по стоимости автомобиль стоимостью 1,4 миллиона рублей составила 12%. Небольшое снижение доступности определяется относительно быстрым ростом стоимости автомобилей. Доля семей, которым доступен автомобиль премиум-класса несколько выросла и составила 2%, что связано с опережающим ростом зарплат высокооплачиваемых работников в экономически развитых регионах.

Как показали результаты исследования, доступность покупки нового автомобиля в кредит в регионах очень сильно различается. Если у региона-лидера рейтинга доля семей, для которых доступна покупка в кредит и содержание нового недорогого автомобиля, составляет почти 67%, то у региона, занимающего нижнюю позицию рейтинга, эта доля  в 14 раз меньше, а в среднем пятерка лидеров опережает пятерку аутсайдеров по доле семей, которым доступна покупка автомобиля в 7,5 раз. Стоит отметить, за прошедший год разница между лидерами и регионами, замыкающими рейтинг, выросла.

В целом такой уровень дифференциации в первую очередь свидетельствует о крайней неоднородности доходов в различных регионах страны, а также о заметной дифференциации распределения зарплат даже внутри отдельных регионов.

Девять регионов могут похвастаться высокой доступностью автомобилей

Согласно результатам рейтинга, лишь в семи регионах более половины среднестатистических семей могут без определенных проблем купить в кредит и содержать новый автомобиль. Еще в двух регионах доля семей близка к 50%, а неплохой уровне доступности машин (от 30% до 43%) наблюдается еще в 13 регионах.

Лидером рейтинга стал Ямало-Ненецкий автономный округ, где исторически фиксируются одни из самых высоких зарплат в России. Помимо Ямало-Ненецкого АО еще в 8 регионах более 45% семей могут приобрести в кредит и обслуживать новый автомобиль за 550 тысяч рублей. В этот список регионов-лидеров попали: Ямало-Ненецкий АО – 66,7%; Чукотский АО – 61,8%; Магаданская область – 54,8%; Москва – 53,9%; Ханты-Мансийский АО — Югра – 53,8%; Сахалинская область – 53,5%; Ненецкий АО – 51,4%; Санкт-Петербург – 48,8% и Камчатский край – 46,6%. Большая часть лидеров представляют северные регионы, и их лидерство не удивительно – высокие зарплаты и значительная доля семей, состоящая из молодых работников без детей, определяют высокую доступность автомобилей, даже несмотря на относительно высокие цены на страховки, топливо и стоимость ремонта. Нахождение двух главных городов России в числе регионов-лидеров по доступности также не удивляет, учитывая относительно высокие зарплаты в Москве и Санкт-Петербурге.

В части регионов-лидеров по доступности средних по стоимости автомобилей и премиальных автомобилей ситуация практически идентичная доступности недорогих автомобилей. Лидирующими регионами по доле семей способных купить в кредит машину премиум-класса (стоимостью 5,5 миллионов рублей) являются ЯНАО (11,2% семей) и Чукотка (9,7% семей). Московские семьи располагаются на третьем месте по доступности покупки премиальных автомобилей с результатом 9%. При этом в Москве очень дорогих машин явно больше, чем 9%. Это может объясняться тем, что в исследовании рассматривались только трудовые доходы, а в Москве многие имеют большие доходы от финансовых операций (вклады, биржевая торговля), от собственности (аренда, рента) и от собственного бизнеса. Кроме того, «богачи» из других регионов России часто значительное количество времени живут в Москве и пользуются в столице дорогими машинами. При этом согласно исследованию, в 33 регионах России хотя бы 1% семей могут себе позволить содержать и приобрести премиальный автомобиль.

В ряде регионов новый автомобиль даже в кредит доступен немногим

Как показали результаты рейтинга, для большого количества семей в значительной части регионов России приобретение нового даже недорогого автомобиля (550 тысяч рублей) без значительных сбережений является трудно реализуемой задачей. В 18 регионах менее 15% семей могут приобрести в кредит и без особых сложностей обслуживать новый недорогой автомобиль. Стоит отметить, что четыре года назад таких регионов было более 40, то есть доступность в небогатых регионах увеличивается. По всей видимости, жители небогатых регионов в большей степени предъявляют спрос на подержанные машины, а также заметно ограничивают расходы на собственный транспорт. В частности, небогатые автовладельцы отказываются от необязательных страховок, осуществляют самостоятельное обслуживание автомобиля, а также ограничивают дальность и частоту поездок, чтобы меньше платить за бензин.

Невысокая доступность автомобилей в регионах, занимающих нижние позиции в рейтинге, которые в основном представлены национальными республиками, во многом объясняется двумя факторами. С одной стороны, в таких регионах традиционно большой средний состав семей, что предопределяет низкий скорректированный семейный доход после вычета прожиточного минимума на каждого члена семьи. С другой стороны, в экономически слабых регионах наблюдаются невысокие зарплаты и зачастую высокая безработица, поэтому среднесемейные доходы от трудовой деятельности здесь не высоки.

Замыкают пятерку рейтинга Республика Ингушетия, где лишь 4,8% семей могут позволить себе приобрести новый автомобиль за 550 тысяч рублей, Чеченская Республика, где 6,0% семей доступен новый недорогой автомобиль, Республика Дагестан (8,2%), Кабардино-Балкарская Республика (9,3%) и Карачаево-Черкесская Республика (10,0%).

Процентные ставки по автокредитам остаются пока относительно высокими

Как показали результаты исследований РИА Рейтинг, дифференциация в доступности автомобилей очень высокая между регионами России, а основной вклад в эту разницу вносят различия в уровнях оплаты труда. Безусловно, стоимость страховок, бензина и ремонта автомобилей оказывают также ощутимое влияние, но радикально поменять ситуацию данные факторы не способны. Кроме того, можно сказать, что процентные ставки по автокредитам зачастую остаются на относительно высоком уровне (около 10%). Они снижаются в рамках акций автопроизводителей и программ господдержки, но в среднем за автокредиты приходиться платить достаточно высокую цену. В плане процентных ставок в среднесрочной перспективе можно ожидать снижения, что должно позитивно сказаться на доступности автомобилей, особенно для регионов в середине рейтинга.

В 2021 году можно ожидать небольшого роста доступности машин (+1-2 процентных пункта) из-за роста зарплат и более умеренного роста стоимости автомобилей, однако радикально ситуация не поменяется.

РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня»  международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы  «Зубовский, 4»