РИА Рейтинг – 20 сен. После экономических потрясений 2020 года, вызванных пандемией коронавируса, потребительский спрос в регионах России достаточно быстро восстанавливается в 2021 году. Сильное сокращение трат населения в прошлом году было связано, с одной стороны, со снижением доходов населения, а с другой стороны, со снижением покупок и услуг в период карантина вследствие введенных ограничений.

По итогам января-июля текущего года потребительский спрос в среднем в России вырос на 12% по сравнению с первыми семью месяцами 2020 года. Результат 2021 года перекрыл падение ковидного года. Таким образом, спрос вернулся на докризисный уровень, однако результат был не очень однородным в разрезе сфер потребления и регионов России.

Для оценки ситуации в данной сфере по заказу РИА Новости эксперты агентства РИА Рейтинг рассчитали динамику потребительского спроса в регионах РФ. На основании этих данных был составлен рейтинг регионов РФ по динамике потребительского спроса. В рамках исследования, потребительский спрос оценивался, как сумма оборота розничной торговли, объема платных услуг населения и расходов людей на кафе и рестораны.

В 17 регионах спрос вырос более чем на 15%

Как показали результаты исследования, ситуация с динамикой спроса очень сильно разнилась у лидеров и замыкающих рейтинг регионов. В частности, в 4 регионах в январе-июле 2021 года спрос населения вырос более чем на 20% относительно аналогичного периода прошлого года, а на другом конце два региона показали отрицательную динамику.

На первом месте по динамике потребительского спроса расположился Краснодарский край. В этом регионе спрос вырос на 22% в первые семь месяцев 2021 года, что заметно больше прошлогоднего сильного падения. Во многом коронакризис в некоторой степени даже помог данному региону, так как по-прежнему закрыты многие зарубежные туристические направления, и отдых на отечественном побережье очень востребован у многих жителей России. Таким образом, спрос в регионе отчасти «привозной».

Также очень хороший результат показал соседний регион – Адыгея (+21,9%). Стоит отметить, что он намного меньше связан с туристической отраслью, соответственно прошлогоднее падение у этого региона был намного слабее, чем в Краснодарском крае. Таким образом, по сумме двух лет Адыгея показала очень хороший результат.

Кабардино-Балкарская Республика и Республика Северная Осетия — Алания заняли 3-е и 4-е места соответственно. Очень быстрый рост спроса в этих республиках во многом является восстановительным, так как в 2020 году эти регионы были среди лидеров падения. При этом также очень существенную роль сыграло и развитие внутреннего горного туризма на фоне закрытых границ.

Помимо вышеперечисленных лидеров в десятке по темпам роста спроса в январе-июле 2021 года расположились: Санкт-Петербург, Брянская область, Приморский край, Московская область, Республика Саха (Якутия), а замыкает первую десятку Москва, где за январь-июль спрос вырос на 17,3%. Как видно, географический разброс лидеров довольно обширен, при этом значительная часть регионов с сильным ростом спроса как раз демонстрировала сильное снижение потребительских трат в 2020 году. Таким образом, данная сильная динамика может быть объяснена эффектом базы.

Всего среди регионов России 17 показали просто более чем на 15%, 35 – +10%, а в 66 регионах спрос вырос как минимум на 5%.

Обратная ситуация, где спрос упал, наблюдается в Ненецком автономном округе и в Томской области. В Томской области, согласно статистике, траты населения снизились на 1%. А в Ненецком автономном округе спрос сократился относительно прошлого года на 0,7%. Отрицательный результат в НАО и слабый результат по динамике еще в некоторых удаленных северных регионах (Чукотский автономный округ, Сахалинская область, Мурманская область и ряде других) в текущем году, скорее всего, также связана с отдыхом и туризмом. В 2020 году на фоне сильных карантинных ограничений многие жители этих регионов «предпочли» отдыхать у себя в регионе, а не в теплых краях. И внутри таких регионов траты на туризм выросли, а в текущем году жители отправились отдыхать на море или на Кавказ, соответственно потребительские расходы в северных регионах снизились, а в южных выросли счет таких отдыхающих.

В среднем жители России увеличили расходы на 4 тысячи рублей в месяц

Помимо изменения спроса в процентном соотношении эксперты РИА Рейтинг проанализировали динамику среднедушевых среднемесячных потребительских трат на приобретение товаров, услуг и общественное питание, которые показывают насколько изменился спрос в денежном выражении.

Наилучшая ситуация в части абсолютных трат оказалась в Москве. Это единственный регион, где траты населения в январе-июле текущего года оказались более чем на 10 тысяч рублей в месяц выше, чем в аналогичный период 2020 года.

Также траты населения достаточно сильно выросли в Краснодарском крае, Московской области и в Санкт-Петербурге. Во всех этих регионах среднедушевые среднемесячные потребительские траты выросли в пределах 8,4-9,4 тысячи рублей. Также приростом спроса более чем на 5 тысяч рублей в месяц характеризовались еще 7 регионов: Республика Саха (Якутия), Приморский край, Магаданская область, Республика Адыгея, Брянская область, Ярославская область и Ростовская область.

В среднем же по стране ежемесячные траты населения на приобретение товаров, услуг и общественное питание, по оценкам РИА Рейтинг, выросли на 4 тысячи рублей. При этом в 12 регионах прирост трат был менее 2 тысяч рублей в месяц.

По оценкам РИА Рейтинг в оставшейся части 2021 года динамика потребительского спроса будет положительной в сравнении с прошлым годом, однако темпы роста, скорее всего, будет постепенно сокращаться по причине исчерпания эффекта базы. Скорее всего, по итогам 2021 года потребительский спрос по России в целом вырастет на 6-7%.

РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы – «Зубовский, 4»