РИА Рейтинг – 16 дек. Жизнь и здоровье человека в современном мире являются важнейшими ценностями и базой для формирования человеческого капитала - основы устойчивого развития стран, несмотря на стремительное развитие техники и технологий в последние десятилетия. Преждевременная потеря жизни в трудоспособном возрасте как от причин связанных с заболеваниями, так и в результате действия других факторов, кроме социально-психологических несет в себе экономические потери, связанные с недополученным ВВП. Несмотря на то, что за последнее десятилетние в нашей стране достигнут значительный прогресс в снижении смертности населения (с 16.4 человек на 1000 человек в 2003 году до 13 человек в 2013 году), мы пока еще отстаем по этому показателю от развитых стран. Так, в Великобритании, Германии, Франции стандартизованный показатель смертности составляет менее 6 на 1000 человек. 

Смертность и продолжительность жизни населения определяется широким спектром влияющих факторов, в числе которых экономические (в том числе ВВП, уровень неравенства, бедность, безработица), социальные факторы (социальная защищенность отдельных групп населения, уровень образования, одиночество), природно-климатические и экологические факторы, генетические и эпигенетические факторы, образ жизни и качество оказания медицинской помощи, политика в области охраны здоровья (меры по борьбе с курением, злоупотреблением алкоголем, дорожно-транспортными авариями). Наша страна характеризуется крайней неравномерностью по ряду показателей, которые в том или ином регионе оказывают различное и порой противофазное влияние на уровень смертности. Если в одном регионе более весомо на смертность влияют социально-экономические факторы и состояние системы здравоохранения, то в других возможно – природно-климатические и экологические факторы. Но в итоге вне зависимости от комбинации факторов имеют место экономические потери, составляющие, по оценке РИА Рейтинг, 14.3% ВВП страны и от 7.6% до 30.% ВРП в регионах. 

Начиная с 1990 года в мире (ВОЗ, ОЭСР, Мировым банком другими международными организациями и регулирующими органами стран), кроме показателя смертности, для оценки потерь здоровья населения используется показатель ПГПЖ (потерянные годы потенциальной жизни, Potential Years of Life Lost, PYLL). В отличие от коэффициента смертности, ПГПЖ учитывает не только количество смертей, но и вклад каждого возраста в общую картину смертности. Таким образом, ПГПЖ позволяет оценить как основные причины преждевременной смертности по различным причинам, так и размер потерянного человеческого капитала, в определенной степени эффективность системы общепопуляционной профилактики и здравоохранения, а также уровень экономических потерь.

Для того, чтобы оценить во сколько обходится преждевременная смертность в трудоспособном возрасте в регионах, эксперты РИА Рейтинг совместно с ФГБУ "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины" Минздрава России при информационной поддержке vesti.ru и m24.ru подготовили рейтинг, в котором, основываясь на расчете потерянных лет потенциальной жизни, провели оценку уровня экономических потерь в результате преждевременной смерти населения в экономически активном возрасте, в том числе вследствие болезней, причин, обусловленных злоупотреблением алкоголем, употреблением наркотиков и внешних причин (травмы, убийства, самоубийства). Данные о численности населения и числе умерших по возрастным группам представляются в Росстат регионами РФ.

Результаты 

Прежде всего, следует обратить внимание на верхнюю часть рейтинга, то есть на те регионы, в которых экономические потери от преждевременной смертности минимальные. Первая десятка, в которой экономические потери от преждевременной смертности не превышают 12% ВРП, очень четко структурирована по двум определяющим направлениям — с одной стороны это республики Северного Кавказа плюс Ставропольский край с его всероссийской здравницей КМВ, с другой стороны — это самые благополучные с точки зрения экономического и социального развития регионы: обе столицы плюс Белгородская область. Чуть ниже последней десятки — опять же экономически благополучные ЯНАО, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра и  Краснодарский край. В этих регионах уровень экономических потерь в экономически активном возрасте составляют менее 12.3% от ВРП в связи с тем, что в этих регионах наименьшие показатели ПГПЖ на 100 тыс населения. В причинах потерь доминируют заболевания (от 60% до 88%).

Положение в верхней части рейтинга определено двумя факторами. Первый, очевидно, экономический. В части регионов данной группы уровень социально-экономического развития выше, чем в ряде других регионов РФ. Соответственно, в этих регионах ниже уровень потерь от преждевременной смерти (в том числе по каждой из рассматриваемых групп - потерь от алкоголя, наркотиков, травм, от заболеваний). Второй фактор — климато-географический или этнический, так как с экономикой он мало связан. Практически во всех экономических рейтингах большинство северокавказских республик занимают последние места. Однако представленный рейтинг демонстрирует, что эти проблемы не связаны с состоянием здоровья и преждевременной смертностью населения. Именно в южных республиках (Ингушетия, Дагестан, Чеченская Республика, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкария) меньше, чем в большинстве регионов, показатели потерь от преждевременной смерти (в том числе по каждой из рассматриваемых групп). В Республике Ингушетия, Дагестан, Чеченской Республике Карачаево-Черкесской Республике регистрируется минимальный вклад потерь от алкогольных причин (менее 2.5%) в структуру потерь от преждевременной смерти и структуру экономических потерь. 

В свою очередь позиции регионов, которые находятся на последних местах рейтинга, в немалой степени связаны именно с высокой преждевременной смертностью, обусловленной комплексом факторов, в том числе уровнем социально-экономического развития и ситуацией в региональной системе здравоохранения. Экономические потери в результате преждевременной смертности в Чукотском АО и Республике Тыва составляют более пятой части от всей региональной экономики. В этих регионах самые высокие показатели экономических потерь от всех причин и от внешних причин преждевременной смерти (травмы, убийства, самоубийства). В Чукотском АО вклад потерь от алкоголя и наркотиков в общий показатель ПГПЖ в  экономически активном возрасте  максимален  и составляет 17%, а экономические потери вследствие смертей от алкоголя и наркотиков, составляют– 4.6% от ВВП.

Примечательно, что в нижней части рейтинга находятся отнюдь не только экономически депрессивные регионы. В частности, на четвертом месте с конца находится довольно крепкая с экономической точки зрения Иркутская область, на седьмом — Ненецкий АО, который во многих экономических рейтингах занимает лидирующие позиции, на восьмом — Кемеровская область. Во всех 3 регионах, также как и в Чукотском АО, Тыве, Республике Алтай, Амурской области и Еврейском АО наиболее высокие показатели потерянных лет потенциальной жизни в экономически активном возрасте и следовательно, экономические потери в результате преждевременной смерти. 

Наиболее высока доля экономических потерь (более 40% от всех экономических потерь) в результате преждевременной смерти от причин социально-экономического характера (внешние причины и алкоголь плюс наркотики) в таких регионах как, Республика Коми, Республика Калмыкия, Липецкая область, Удмуртская Республика, Республика Марий Эл, Амурская область, Республика Саха (Якутия), Магаданская область, Забайкальский край, Республика Алтай, Чукотский автономный округ, Республика Бурятия, Республика Тыва, Hенецкий автономный округ. 

Есть регионы (Республика Тыва, Еврейская автономная область, Чукотский АО, Иркутская область, Хабаровский край, Кемеровская область, Приморский край, Амурская область, Камчатский край, Псковская область, Новгородская область, Оренбургская область, Республика Карелия, Тверская область, Пермский край), в которых экономические потери от ПГПЖ вследствие болезней составляют наибольший процент потерь ВВП, однако в общей структуре экономических потерь от ПГПЖ доля потерь в результате болезней варьируется от 67.9% в Приморском крае до 51.8% в Тыве 

Таким образом, на позицию регионов в рейтинге оказывают влияние многие факторы, часть из которых зависит от эффективности работы региональной администрации и системы здравоохранения. В то же время география тесно связана с состоянием здоровья населения и состоянием экономики, так в первой двадцатке, довольно много регионов Северного Кавказа, а в последней – Крайнего Севера, в том числе много дальневосточных регионов. С экономической точки зрения — это территории особенные и не случайно есть специальные министерства которые отвечают за развитие этих регионов.

Методика рейтинга

Потерянные годы жизни рассчитываются как сумма произведений абсолютного числа умерших на недожитые годы в каждой возрастной группе. Согласно отчета «Global Burden of Disease. Seattle, WA: IHME 2013» точкой отсчета для потерянных лет жизни является показатель 86 лет – это ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) женщин в Японии (такая точка отсчета рекомендована, как самая высокая национальная продолжительности жизни, наблюдающаяся в мире на 2010 год). В нашем исследовании точкой отсчета для экономически активного возраста выбран возраст 15 – 70 лет. Формула для расчёта потерянных лет потенциальной жизни (PYLL) выглядит так:

PYLL=∑Di×ai, где Di – абсолютное число умерших в возрастном интервале i; ai - недожитые годы. ai=T–xi, где Т=70 лет, хi – середина соответствующего возрастного интервала.

Для всех возрастных интервалов до 15 лет ai принимался равным 55 лет. 

К причинам смерти, обусловленным алкоголем относили: острую интоксикацию алкоголем, хронический алкоголизм, алкогольные психозы, дегенерацию нервной системы, вызванную алкоголем, случайное отравление алкоголем, психические расстройства, связанные с употреблением наркотиков, психические расстройства в результате злоупотребления другими психоактивными веществами и др. 

К внешним причинам смерти – смерть, связанная с травмами, убийствами, самоубийствами.

В группу смертей от заболеваний вошли причины, связанные с инфекционными и неинфекционными заболеваниями (врожденными, приобретенными, обусловленными как факторами нездорового образа жизни, так и причинами, которые до конца науке неизвестны – онкологические, ревматологические, дегенеративные и другие  заболевания). 

Экономические потери определялись как произведение PYLL на ВРП на душу населения в возрасте от 15 до 70 лет, деленного на ВРП. В качестве мерила экономических потерь использовалась доля в ВРП региона, потенциально недополученная вследствие преждевременной смертности.