РИА Рейтинг - 17 окт. По итогам I полугодия 2012 года Ханты-Мансийский АО занял первое место среди регионов России по объему инвестиций в основной капитал, немного опередив традиционного лидера Москву, а также Краснодарский край, инвестиционная активность которого в последние годы резко возросла в ходе подготовки к сочинским Олимпийским играм.
Доля ХМАО в общем объем инвестиций РФ составила по итогам полугодия более 7%. При этом отметим, что на ТОР-10 самых «проинвестированных» регионов приходится почти половина от общероссийского объема.
Примечательна структура инвестиций в ХМАО. Здесь самая низкая в России доля привлеченных средств и, соответственно, самая высокая доля собственных средств предприятий в инвестициях, которая составила по итогам полугодия 83.5%, при том, что в целом по России этот показатель составляет 49.3%, а в соседнем Ямало-Ненецком АО и того меньше – 27.3%. Это означает, что значительную часть капвложений югорские предприятия осуществляют за счет собственной прибыли и в меньшей степени обращаются к помощи федерального или регионального бюджета, а также банков. Даже в финансово состоятельной Москве, доля собственных средств в инвестициях значительно меньше, чем в ХМАО (60.2%).
Учитывая структуру инвестиций, можно предположить, что одним из источников их увеличения стала растущая прибыль ханты-мансийских предприятий. Сальдированный финансовый результат организаций округа по итогам первого полугодия 2012 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11.4% до 288 млрд руб. Этот показатель контрастно смотрится на общероссийском фоне, так как в целом по стране сальдированный финансовый результат по итогам полугодия снизился на 4.8%.
Примечательно, что рост прибыли существенно опережал рост цен на нефть – основного товарного продукта, производимого округом. В среднем за полугодие цена нефти Urals составила $110.6 за баррель, что всего на 2% больше, чем годом ранее. Это свидетельствует о росте эффективности югорского бизнеса, который даже в условиях малоактивной внешней конъюнктуры смог существенно улучшить финансовые показатели.
В отраслевой структуре инвестиций округа существенную долю занимает нефтегазодобывающий сектор – это вряд ли кого-то удивит и смутит. Об увеличении инвестиционной активности в нефтянке свидетельствуют данные по буровым работам. Согласно информации Научно-аналитического центра Рационального недропользования им. Шпильмана, буровые работы в нефтедобыче ХМАО выросли по итогам I полугодия 2012 года на 6.3% по сравнению с январем-июнем прошлого года до 6877.7 тыс. метров.
Всего за шесть месяцев текущего года в ХМАО было введено в эксплуатацию 4 новых нефтяных месторождения. Как заявила губернатор округа Наталья Комарова, за I полугодие 2012 года на разрабатываемых месторождениях было реализовано свыше 9.700 тыс. проектов для повышения нефтеотдачи пластов и интенсификации добычи нефти, что на 1.2% превысило результат января-июня прошлого года. Работающие в Югре нефтяные компании приступили к освоению трудноизвлекаемых запасов, суммарные запасы которых оцениваются в 3.7 млрд. тонн.
Кроме того, в 2012 году перед нефтяными компаниями была поставлена задача повышения уровня утилизации извлекаемого попутного нефтяного газа (ПНГ). Многие из них уже отчитались о резком повышении уровня утилизации. В целом инвестиции на развитие переработки попутного нефтяного газа на период 2012-2013 годы оцениваются в $1.4 млрд. Объем полезного использования попутного нефтяного газа в ХМАО в 2012-2013 годах по планам должен увеличиться на 12.2% по сравнению с уровнем 2011 годом – до 35 млрд куб. метров.
Задача повышения утилизации газа тесно связана с еще одним амбициозным инвестиционным проектом. В ближайшие годы в Югре планируется созданне газохимического кластера. Для этого предполагается строительство 50 газохимических объектов с суммарным объемом инвестиций около 85 млрд руб. В том числе предусмотрено строительство производственного комплекса по переработке ПНГ в метанол мощностью 300 тыс. тонн метанола в год.
Существенные средства вкладываются в округе и в электроэнергетику. В прошлом году были запущены в эксплуатацию два энергоблока на крупнейшей в стране Сургутской ГРЭС-2 суммарной мощностью 800 МВт с объемом инвестиций 32 млрд руб. Также в конце года будет введен в строй первый энергоблок Няганской ГРЭС, а в следующем году второй и третий энергоблоки. Общий объем инвестиций по Няганской ГРЭС, которая строится фактически «с нуля», составит 64.2 млрд руб. Строятся в энергетике и другие объекты (Северно-Приобская ГТЭС, третий энергоблок Нижневартовской ГРЭС).
Таким образом, инвестиционная активность в ХМАО в ближайшие годы должна сохранять положительную динамику и высокие объемы. Руководство округа также прилагает определенные усилия для улучшения инвестиционного климата в регионе.
В целях формирования благоприятного инвестиционного климата в Югре внедряется Стандарт деятельности исполнительной органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в автономном округе (далее – Стандарт). Стандарт призван улучшить инвестиционный климат в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и, с учетом лучших региональных практик, создать необходимый минимум условий для увеличения притока инвестиций в автономный округ.
Стандарт предусматривает регулярно работающую систему взаимодействия бизнеса и власти.
От исполнительных органов государственной власти автономного округа требуется комплекс мер (состоящий из 15 пунктов), направленных на повышение инвестиционной привлекательности региона, защиты прав инвесторов, повышение прозрачности системы поддержки предпринимателей.
Необходимо отметить, что за ряд мероприятий Стандарта уже реализованы в Югре, в том числе:
проведена работа по совершенствованию нормативных правовых актов по ликвидации необоснованных административных барьеров для осуществления инвестиционной деятельности и установлению публичности процесса предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности. По результатам проведенной работы принят Закон автономного округа от 31 марта 2012 года № 33-оз «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», сформирован Совет при Правительстве автономного округа по вопросам развития инвестиционной деятельности в Югре, разрабатывается специализированный двуязычный интернет - портал об инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;
сформированы механизмы финансовой поддержки инвестиционной деятельности в форме предоставления государственных гарантий; субсидии для компенсации части затрат на строительство инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры; субсидий для компенсации части затрат на уплату процентов по привлекаемым заемным средствам, обеспечивается благоприятный, стимулирующий налоговый климат.
Исполнительные органы государственной власти автономного округа продолжают системную работу по формированию благоприятного инвестиционного климата в Югре и Стандарт деятельности исполнительной органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в автономном округе будет реализован в Югре.
Одновременно необходимо отметить, что в автономном округе реализуется ряд мероприятий, направленных на создание благоприятных условий предпринимательской деятельности, разработанных в рамках Национальной предпринимательской инициативы.
К их числу можно отнести реализацию мер, предусмотренных Дорожными картами:
"Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства" (Распоряжение Правительства РФ от 16.08.2012 N 1487-р);
«Повышение доступности энергетической инфраструктуры» (распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 1144-р;
«Совершенствование таможенного администрирования» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1125-р);
«Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1128-р)
По словам главы региона, будет оцениваться эффективность работы исполнительных органов государственной власти по улучшению предпринимательского климата в сфере строительства, повышению качества и доступности производственной и транспортной инфраструктуры, развитию среднего и малого предпринимательства. При этом акцент будет сделан на оценке самим предпринимательским сообществом того, насколько в регионе создан и работает стандарт деятельности органов исполнительной власти или составляющие этого стандарта по обеспечению благоприятного инвестиционного климата.