РИА Рейтинг – 12 мар. Ситуация с долговой нагрузкой регионов в 2012 году в целом ухудшилась. Согласно данным Минфина РФ, суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ в  2012 году увеличился на 15.6%, и на 1 января 2013 года составил 1.335 трлн руб., что составляет 26.1% от доходов региональных бюджетов без учета безвозмездных поступлений. Для сравнения, в 2011 году рост госдолга был менее существенным, составив скромные 7%. Долг муниципалитетов, который на начало 2013 года составил  245.4 млрд руб., так же увеличился – рост на 13.8%. 

Согласно Бюджетному Кодексу РФ, долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по: государственным ценным бумагам субъекта РФ, бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта РФ от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитам, полученным субъектом РФ от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, государственным гарантиям субъекта РФ.

В структуре долга регионов сейчас по-прежнему преобладают бюджетные кредиты, которые являются одним из основных компонент регионального долга. Их доля в суммарном долге, согласно данным Минфина на 1 сентября 2012 года, составляет 37.06%. По сравнению с кризисным 2009 годом эта доля удвоилась. Многие эксперты сходятся во мнении, что именно доступ к дешевым бюджетным кредитам позволил стабилизировать непростую ситуацию в области региональных финансов. На государственные гарантии приходится 9.89% долгового портфеля регионов, на кредиты банков и международных финансовых организаций – 23.68%, а на государственные ценные бумаги – 29.37%. Несмотря на высокую долю ценных бумаг с совокупном долговом портфеле, в настоящее время в обращении находятся облигации только 32 регионов. Основные объемы облигаций в обращении приходятся на ценные бумаги Москвы, Красноярского края, Нижегородской области, Самарской области, Московской области. Доля этих регионов суммарном объеме обращающихся региональных облигаций составляет 64%.  

Возросшая социальная нагрузка на регионы в условиях ограничений по наращиванию налоговых поступлений вынудила Правительство РФ продлить на 2013 год действие правил предоставления (использования, возврата) бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, которые панировали отменить с 2012 года, постепенно сводя объем бюджетных кредитов на нет уже к 2014 году. Поэтому в 2013 году структура долгового портфеля регионов вряд ли существенно изменится в сторону роста доли ценных бумаг и коммерческих кредитов, как ранее полагали эксперты. Основным источником финансирования регионов по-прежнему будет федеральный бюджет. В то же время в дальнейшем Минфин планирует сокращать объемы бюджетных кредитов регионам, хотя и не столь быстрыми темпами, как предполагалось ранее: с 125 млрд. рублей в 2012 году до 70.0 млрд. рублей в 2015 году. И здесь уже все большую роль будут приобретать ценные бумаги. Но, для многих регионов использование долговых бумаг для  заимствований представляет проблему - ставки размещения могут быть достаточно высокими в силу слабых бюджетных и экономических показателей и высоких показателей долговой нагрузки.   

У некоторых субъектов РФ объем госдолга в настоящее время превышает объем годовых доходов бюджета за вычетом безвозмездных поступлений, притом, что согласно статье 107 Бюджетного кодекса РФ, предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. В то же время, высокий уровень долга сам по себе не является однозначным свидетельством предбанкротного состояния того или иного региона, поскольку роль  здесь играет не  только абсолютное значение долга, но и его временная структура и соотношение требуемых в определенные отрезки времени выплат и возможностей бюджета. По данным Минфина, российские регионы в 2013 году должны будут погасить перед федеральным бюджетом около трети общего объема своего долга или 420.6 миллиарда рублей, что составляет 8% от уровня объема доходов без учета безвозмездных поступлений в 2012 году. При этом для ряда регионов могут возникнуть острые проблемы, но они, скорее всего, будут решены путем новых заимствований или реструктуризации.

 

Субъекты РФ с минимальной долговой нагрузкой
Субъекты РФ с минимальной долговой нагрузкой

 

Для определения уровня долговой нагрузки регионов эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» (Группа РИА Новости) составили рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки, который показывает картину распределения региональных долгов и их динамику в 2012 году. В рейтинге использовались данные Минфина о долговых обязательствах, отраженных в государственных долговых книгах субъектах РФ. В качестве меры долговой нагрузки в рейтинге использовалось отношение государственного долга на 1 января 2013 года к доходам регионального бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2012 год.

Отношение госдолга регионов на 1 января 2013 года к объему собственных доходов за 2011 год по России в целом сохранилось на относительно высоком уровне – 26.1%, что выше показателя 2011 года – 24.9%. При этом диапазон изменения этого показателя по регионам достаточно широк – от 0 в Ненецком АО до 179% в Республике Мордовия. Примечательно, что Мордовия уже довольно продолжительное время занимает позиции региона с очень высокой долговой нагрузкой, по сравнению с началом 2012 года уровень долговой нагрузки вырос на 4 процентных пункта при росте долга на 22%, и маловероятно, что в ближайшее время ситуация радикально изменится к лучшему. Бывший глава Мордовии, а ныне глава Самарской области Николай Меркушкин огромный размер долга объясняет необходимостью развивать сельское хозяйство при отсутствии дотаций. По его словам, объем производства сельхозпродукции в республике вырос за последние годы в восемь раз.

В число регионов с самой высокой долговой нагрузкой, согласно данным РИА Рейтинг, входят также: Республика Северная Осетия-Алания – отношение госдолга к собственным доходам бюджета за 2012 год составляет 108%, Вологодская область – 92% и Рязанская область – 91%. Как и Республика Мордовия, эти регионы уже прочно занимают позиции в группе аутсайдеров. 

Среди всех субъектов РФ у 14-ти регионов объем государственного долга превышает 70% от объема доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений, у 33-х превышает 50%, а у 52-х – 30%. 

Низкий уровень долговой нагрузки меньше 10% от объема доходов без учета безвозмездных поступлений зафиксирован у 11-ти субъектов РФ. Еще у 10-ти регионов уровень долговой нагрузки изменяется в диапазоне от 10% до 20% от объема доходов без учета безвозмездных поступлений.

В число регионов с минимальным уровнем долговой нагрузки традиционно входят все основные нефтегазовые регионы страны – Тюменская область, ЯНАО, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ненецкий АО, Сахалинская область, что в целом вполне объяснимо – мощные доходные базы бюджетов этих субъектов РФ позволяют не только обеспечивать собственные потребности, но и существенным образом питать федеральный бюджет страны. 

На фоне общего роста динамика долга в отдельных регионах в 2012 году года существенно различается. Как показал анализ, 63 субъекта РФ нарастили объем государственного долга, 19 - снизили. 

Более чем в два раза государственный долг вырос у 7-ми субъектов РФ. Среди них наиболее существенный рост зафиксирован в Республике Ингушетия – более чем в 15 раз, что во многом обусловлено увеличением объема госгарантий. 

Лидерами по снижению госдолга в 2012 году являются Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Иркутская область и Пермский край – 60%. В 2012 году объем государственного долга в этих субъектах РФ снизился соответственно на 60.4%, 42.3% и 40.1%. Еще у 3-х субъектов РФ государственный дол снизился более чем на 30%.

Учитывая возросшие социальные обязательства регионов, определенные указами Президента РФ, и отсутствие возможности достаточного наращивания налоговых поступлений, эксперты РИА Рейтинг ожидают, что в 2013 году объём государственного долга регионов продолжит рост темпом 15-20% при росте долговой нагрузки до уровня 28%-29%.

Рейтинг регионов по уровню долговой нагрузки в pdf-формате >>