Исследования

Инвестиционный потенциал Мурманской области: не Штокманом единым

РИА Рейтинг - 4 дек. После того, как в 2012 году Газпром объявил о временном прекращении реализации проекта по освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения, многие эксперты предрекли Мурманской области инвестиционный вакуум в продолжение нескольких ближайших лет. Действительно, слишком много ожиданий связывалось в регионе с реализацией данного проекта.

Однако пессимистические прогнозы, мягко говоря, не оправдались. По итогам девяти месяцев 2013 года область находится в числе лидеров среди регионов СЗФО как по темпам роста инвестиций, так и по темпам роста промышленного производства. Инвестиции в основной капитал выросли на 9.3%, промышленное производство — на 2.7%. На фоне общероссийских показателей впору говорить не об инвестиционном вакууме, а об инвестиционном буме.

Инвестиционная диверсификация, как средство минимизации рисков

Два года назад правительством области была принята «Стратегия социально экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года». В числе основных факторов успешного развития области в ближайшее десятилетие определяющая роль была отведена нескольким инвестиционным проектам, которые в зависимости от объема были классифицированы, как стратегические (от 100 млрд руб.) и приоритетные (от 100 млн руб.).

Впрочем, на фоне Штокмановского проекта, почти все остальные проекты смотрелись, как нужные, но необязательные элементы большого механизма. Действительно, имея в кармане почти гарантированный приток инвестиций в $20 млрд, правительство области вообще могло бы не утруждать себя выработкой какой-то стратегии. Разработка Штокмана автоматически могла потянуть за собой развитие всех смежных и не очень смежных отраслей без существенного привлечения административного ресурса.

Тем не менее, стоит отдать должное разработчикам Стратегии, они предусмотрительно не сделали ее «штокманоцентричной». Именно эта предусмотрительность позволила мурманской экономике быстро оправиться от негативных последствий «сланцевой революции». Те проекты, которые шли вторыми номерами, оказались вполне дееспособными, чтобы не только поддержать экономику на плаву в критический период, но и подтолкнуть ее на новый уровень.

Исторические и природные преимущества, как средство устойчивости

По информации Мурманскстата, в структуре инвестиций по видам экономической деятельности возросла доля предприятий рыболовства и рыбоводства (с 2.3 % в январе-сентябре 2012 года до 8.8% в январе-сентябре 2013 года), производства и распределения электроэнергии, газа и воды (с 7.8 % до 8.9 %), транспорта и связи (с 14.6% до 15.8%). При этом бюджетные инвестиции в основной капитал выросли на 39.9%, что было связано с ростом объемов выполненных работ по реконструкции Мурманского морского порта и автомобильной дороги федерального значения Р-21 «Кола».

К этому следует добавить, что рост промышленного производства в области, наблюдаемый в 2013 году, во многом обусловлен запуском в прошлом году нового горно-обогатительного комбината ЗАО «Северо-Западная Фосфорная Компания». 

Как мы видим, опорой экономики области, обеспечившей ей устойчивость в трудный период, стали отрасли, которые развились здесь в течение прошедших десятилетий вследствие естественных преимуществ — морской транспорт, добывающая промышленность, рыболовство и энергетика.

Развитие Мурманского транспортного узла стало на данный момент первым по важности проектом, обозначенным в Стратегии. Целью его является использование потенциала Мурманского транспортного узла для обслуживания грузопотоков Северного морского пути и Баренцево-Евроатлантического транспортного коридора. Он реализуется в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)».

Проектом предусмотрено строительство нескольких крупных объектов, в том числе угольного, нефтяного и контейнерного терминалов, а также железнодорожных путей сообщения. Общий объем инвестиций оценивается в 117 млрд руб. Из них 51 млрд руб. — средства федерального бюджета, 66 млрд руб. — внебюджетные источники.

В добывающем секторе в ближайшие годы планируется реализовать несколько крупных проектов: строительство ГОКа на базе месторождения апатит-нефелиновых руд «Олений ручей», ГОКа на базе месторождения платиноидов «Федорова тундра», ГОКа на базе Африкандского месторождения перовскит-титаномагнетитовых руд и др. Общий объем инвестиций только этих трех проектов — около 80 млрд. руб. Обеспечены они будут частными компаниями.

В рыболовстве также следует ожидать значительного вливания капиталов. Стратегия предполагает активную модернизацию флота, строительство перерабатывающих цехов и инфраструктуры хранения, упаковки и транспортировки рыбы, а также создание в Мурманске рыбной биржи.

Таким образом, потенциал экономики Мурманской области довольно большой даже в пределах ее устоявшейся десятилетиями структуры. Но это не значит, что эта структура останется неизменной и дальше.

Структурные новации, как средство долгосрочного развития

Прежде всего, не следует списывать со счетов Штокмановское месторождение. Его разработка отсрочена, но не в бесконечность. Подобные ресурсы, как правило, долгое время в бездействии не остаются, прежде всего потому, что запасы углеводородов исчерпаемы, а альтернативы им ограничены. Поэтому обещанные $20 млрд рано или поздно вернутся, причем умноженные на некоторый дефлятор.

Из других направлений, исторически несвойственных экономике области, следует, прежде всего, выделить нефтепереработку. Сырье для этой отрасли может быть поставлено, например, с месторождений Ненецкого АО, которые сейчас экспортируются за рубеж через Варандейский терминал. В Стратегии развития области запланировано строительство нефтеперерабатывающих заводов. В случае реализации Штокмановского проекта резонно развивать и нефтехимию.

Есть в Мурманской области потенциал для развития альтернативной энергетики. В частности, РусГидро планирует начать здесь строительство приливной электростанции. Возможно также развитие ветровой энергетики. Учитывая, тот факт, что в России в целом слабо развита альтернативная энергетика, Мурманская область может успешно претендовать на статус полигонного региона для этой отрасли.

Наконец, приграничное месторасположение Мурманской области создает особые условия для развития туризма, в том числе горнолыжного туризма, экотуризма, этнотуризма, рыболовного туризма, круизного туризма. Становление туристического кластера будет проводиться в рамках проектов «Арктическая гавань», который также предусмотрены вышеупомянутой Стратегией.

Очень важно, что развитие Арктики в последнее время становится одной из наиболее модных и обсуждаемых тем в мировом сообществе. Это касается и экологии, и экономического развития региона и северного этноса. В связи с этим можно быть уверенным, что Мурманская область, где расположен один из крупнейших населенных пунктов и портов арктического побережья, так или иначе будет вызывать с каждым годом все больший интерес. Как правило, вслед за интересом приходят инвестиции. Условия для этого создаются.