Рэнкинги

Рейтинг стран Европы по ценам на бензин – 2016

16.02.2016

РИА Рейтинг – 16 фев. Для европейских автомобилистов прошедший 2015 год стал достаточно благоприятным в части стоимости топлива. На фоне дешевеющей нефти снижение цен на горючее наблюдалось в большинстве стран. В среднем за год бензин в Европе подешевел на 3%, хотя в некоторых странах сокращение цен превышало 10%.

Падение цен в Европе было обусловлено снижением нефтяных цен, однако отметим, что топливо в Старом Свете дешевело значительно медленнее, чем сырье для его изготовления. Цена нефти Brent снизилась в среднем за 2015 год в 2 раза по сравнению с 2014 годом. Отчасти, такая разница в темпах обусловлена большой долей налогов в стоимости бензина. Цена бензина без учета налогов снизилась в странах ЕС за год на 10% (в евро), хотя с учетом налогов только на 3%. При этом доля налогов в цене европейского бензина за год увеличилась почти на 3 п.п. до 67,4% (по состоянию на начало 2016 года) против 64,7% годом ранее.

В России, в отличие от большинства европейских стран динамика бензиновых цен традиционно идет вразрез с динамикой цены нефти. За год стоимость топлива в нашей стране увеличилась почти на 5%, что, впрочем, не помешало России занять второе место в рейтинге стран Европы по ценам на бензин, подготовленном экспертами РИА Рейтинг. Как следует из результатов рейтинга, по состоянию на начало 2016 года вместе с другими государствами Таможенного союза топливо в России остается самым дешевым в европейской части света.

Лидирует в рейтинге Казахстан, где по оценкам экспертов РИА Рейтинг литр 95-го бензина в начале 2016 года в пересчете на российские рубли стоил 29,4 рубля. Бензин у наших соседей за год в национальной валюте подешевел более чем на 11%, что позволило им за год подняться сразу на две позиции и сместить Россию с ее 36,8 рубля за литр на второе место рейтинга. Замыкает первую тройку другой наш партнер - Республика Беларусь, где литр топлива обходится в 46,3 рубля в пересчете на российскую валюту. Самое дешевое дизельное топливо, опять же, в Таможенном союзе. Рядом, хотя и уже с большим отрывом, расположились Украина и Польша.

Самый дорогой бензин на начало года продается в активно занимающихся нефтепереработкой Нидерландах, где стоимость 95-го бензина в пересчете на российские рубли, исходя из официальных данных, в среднем составляет 124,3 рубля за литр. Здесь россиянам будет особенно дорого заправлять свои  автомобили. В первой тройке рейтинга также остаются Италия – 122,7 руб. за литр бензина и одна из ведущих нефтедобывающих стран Европы Норвегия – 119,7 руб. за литр бензина. Следует отметить, что Норвегия, в последние годы уверенно занимавшая последнее место рейтинга с самым дорогим бензином в Европе, в 2016 году утратила «лидерство» из-за девальвации кроны, вызванной падением нефтяных доходов.

В большинстве стран с дорогим бензином основная причина сложившейся стоимости топлива – высокие налоги, составляющие большую часть цены. При этом цели налогообложения различны – это как в Норвегии борьба с бедностью в рамках политики социального равенства и решение экологических задач или, как в Италии, прежде всего решение экономических проблем за счет дополнительных поступлений в бюджет.

По росту цен в Европе лидирует Украина с почти 15% подорожанием 95-го бензина в гривнах на фоне экономических проблем и падения курса национальной валюты. При этом рост цен на бензин в 2015 году произошел еще в пяти европейских странах из 33 попавших в рейтинг. В том числе отметим сравнительно большое подорожание бензина в Швеции. Это связано с увеличением налогов. Без учета налогов бензин в Швеции подешевел (в евро) за год почти на 7%. В остальных странах Европы цена снизилась, и сильнее всего в Польше — на 12,6%.

В качестве мерила доступности бензина, как правило, выступает не его абсолютная цена, а количество топлива, которое может приобрести на среднюю «чистую» (после вычета налогов и социальных выплат) заработную плату гражданин государства. Так, по оценкам экспертов РИА Рейтинг, на начало 2016 года больше всего бензина на заработную плату могут купить жители Люксембурга – 3,0 тысячи литров в месяц. На втором месте по-прежнему находится Норвегия, жители которой на среднюю зарплату могут приобрести 2,8 тысячи литров топлива в месяц. Замыкает тройку стран с достаточно доступным относительно доходов бензином Австрия. 

Меньше всего бензина на среднюю зарплату могут приобрести граждане Украины – только 147 литров 95-го бензина. В последней тройке расположились также Болгария и Румыния. 

Россия по количеству литров бензина, доступных на полученную среднюю заработную плату, находится на 21 месте из 33 стран, попавших в рейтинг. С 769 литрами бензина в месяц Россия расположилась между Чехией и Казахстаном. 

Рейтинг был составлен на основе данных статистики государств Европы по состоянию на середину января 2016 года (в Казахстане и Норвегии по итогам декабря 2015 года) по ценам на бензин с октановым числом 95 (в России с октановым числом 95 и выше). Анализ цен производился путем пересчета местной валюты в рубли по курсу ЦБ РФ на 21 января 2016 года.

РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке состояния компаний, регионов, банков, отраслей и кредитных рисков. Основными направлениями деятельности агентства являются: присвоение кредитных рейтингов и рейтингов надежности банкам, предприятиям, регионам, муниципальным образованиям, страховым компаниям, ценным бумагам, другим экономическим объектам; экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.  

МИА «Россия сегодня» - международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в  линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА НовостиР-СпортРИА НедвижимостьПрайм,  ИноСМИ. МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.