РИА Рейтинг - 29 окт. Одна из главных задач, которую предстоит решить правительству Ханты-Мансийского автономного округа – Югра в среднесрочной перспективе – это диверсификация экономики. Несомненно, округ еще много лет и даже десятилетий будет оставаться лидером российской нефтедобычи, и приоритет этой отрасли в экономике Югры неоспорим на долгие времена, но, тем не менее, такая моноцентричность несет в себе многие риски. Стабильная экономика не может быть тесно зависима от одного параметра – цены барреля на мировой бирже.
Правительство округа уже несколько лет уделяет особое внимание развитию новых направлений в экономической жизни и созданию дополнительных точек роста. Ведутся работы по стимулированию малого бизнеса, аграрно-промышленного комплекса, строительного сектора, туризма и др.
Все более ощутимый вес в структуре промышленного производства Югры занимает электроэнергетика, особенно после запуска дополнительных энергоблоков на Сургутской ГРЭС-2 и Нижневартовской ГРЭС, а также недавнего запуска Няганской ГРЭС. Сейчас Ханты-Мансийский автономный округ – Югра является лидером среди регионов страны по объему производства электроэнергии. На долю электроэнергетики приходится уже около 5% от общего объема промышленного производства региона, что довольно много, особенно если учесть, что доля добывающего сектора – более 90%.
Таким образом, создание новых точек роста происходит, но на фоне астрономических размеров нефтегазового сектора эти подвижки еще кажутся малоощутимыми.
Дремлющий зеленый гигант
Вместе с тем природные богатства Югры не ограничиваются нефтью и газом. Весомым источником доходов могут стать обширные леса региона, которые занимают более половины территории округа. Согласно данным Росстата, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра занимает пятое место среди регионов России по общим запасам древесины. Если конвертировать общие запасы древесины округа в текущие цены на рынке (около $150 за куб. метр мягкой древесины, согласно данным МВФ, в среднем за 2012 год), то ее стоимость составит около $500 млрд.
Вполне понятно, что никто не ставит такой цели – вырубить весь лес Югры, но расчетная лесосека для региона составляет около 30 млн куб метров или более $4 млрд в текущих ценах на международном рынке. Если же увеличить добавленную стоимость за счет более глубокой переработки, эта сумма возрастает в разы.
Тем не менее, пока силы этого гиганта почти не эксплуатируются. Расчетная лесосека используется менее чем на 10%, а доля деревообработки в структуре всего обрабатывающего сектора югорской промышленности незначительна.
Проблема государственного масштаба
В какой-то мере лесопромышленный комплекс Ханты-Мансийского автономного округа – Югра стал заложником нефтегазового сектора. В советское время, когда в регионе открыли богатые залежи углеводородов, все остальные потенциальные ресурсы показались незначимыми. В других регионах, богатых лесом, но не богатых полезными ископаемыми, лесопромышленному комплексу было уделено гораздо большее внимание, поэтому в этих регионах годами создавалась необходимая для развития этой отрасли инфраструктура.
Инфраструктура является одной из самых затратных статей в расходах на развитие ЛПК. Вырубка производится в труднодоступных местах, для освоения которых нужно строить сезонные дороги (зимники). Многие из тех регионов, где леспром сейчас более-менее существует, добились этого за счет использования советского наследия. В Югре же из-за большого нефтяного перекоса такого наследия создано почти не было и сейчас приходится нарабатывать упущенное.
При этом следует отметить, что проблемы развития леспрома отдельного региона являются уменьшенной проекцией проблем ЛПК России. Сейчас эта отрасль – одна из самых отсталых во всей российской промышленности. В рейтинге финансового положения отраслей, составленного экспертами РИА Рейтинг, обработка древесины и производство изделий из дерева заняло по итогам 2012 года, как и по итогам 2011 года, последнее место среди всех промышленных отраслей.
Главная суть этих проблем заключается в высокой капиталоемкости и одновременно низкой инвестиционной привлекательности. При существующей системе аренды лесов для малого бизнеса необходимые издержки неподъемны, а крупный бизнес не готов вкладывать деньги из-за больших рисков. Конъюнктура внешнего рынка сейчас неблагополучная, а внутренний рынок недостаточно развит. Как это ни странно звучит, но культура потребления древесины в России малоразвита. Во всяком случае, удельный весь использования продукции из дерева на душу населения в России в несколько раз ниже, чем в Европе.
К тому же до сих пор не найден баланс интересов между заготовщиками круглого леса и его переработчиками. Повышение экспортных пошлин на необработанную древесину должно создавать стимулы для развития углубленной деревообработки, но, как показал опыт, эта мера, скорее, приводит к дефициту сырья. Очевидно, что отрасли необходима вертикальная интеграция, но этот процесс пока идет очень вяло. Количество лесопромышленных холдингов, которые заняты, как валкой леса, так и его переработкой, можно пересчитать по пальцам. Иностранцы тоже неохотно создают предприятия в России. Они готовы покупать бревна, но перерабатывают их за границей, чтобы потом перепродать нам наш же лес в виде мебели.
Таким образом, без серьезного содействия со стороны федерального правительства все проблемы ЛПК не решить. Впрочем, на региональном уровне тоже необходимы встречные движения.
Югорская специфика – крен в сторону переработки
В последнее время правительство округа уделяло немалое внимание развитию ЛПК. Задачи по освоению лесных богатств отдельно и детально ставились в Стратегии социально-экономического развития на период 2011-2013 и в недавно принятой Стратегии развития до 2030 года.
За последние несколько лет сделано немало. В первую очередь следует отметить, что фактически с нуля создана деревообрабатывающая отрасль. До недавнего времени округ, в основном, занимался валкой леса, который в необработанном виде экспортировал или продавал в соседние регионы.
Сейчас в югорском ЛПК работает множество предприятий первичной обработки и несколько крупных предприятий более углубленной переработки, производящих фанеру, ДСП, ДВП, МДФ. Как уже говорилось выше, доля деревообработки в общем объеме промышленного производства остается очень маленькой, но если брать абсолютные объемы производства, то на фоне других регионов результат будет более заметен.
Однако в настоящий момент мощности по деревообработке в округе даже несколько излишни. Во всяком случае, заготовка древесины при текущих объемах уже не справляется с потребностями обрабатывающих предприятий. Объем заготовки почти не растет и из года в год не превышает 2 млн куб. метров.
Основные факторы, ограничивающей рост объема заготовки древесины в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра перечислены выше. Прежде всего – это недостаточно развитая транспортная инфраструктура, а также особо сложные природно-географические условия. Кроме того, уровень зарплат в лесозаготовке хотя и растет, но меньше, чем в среднем по региону.
На решение указанных проблем отрасли направлена принятая в сентябре текущего года Государственная программа «Развития лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского АО – Югры на 2014-2020 годы». Она была разработана в рамках Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года. Эта программа предусматривает выделение на развитие отрасли 15.6 млрд рублей. В том числе почти 10 млрд будут выделены из окружного бюджета. Значительная часть этой программы уделена дальнейшему развития деревообработки, но также уделено внимание заготовке древесины. В частности предусматривается поступательный рост отношения фактического объема заготовки древесины к расчетной лесосеке, а также увеличение доли земель лесного фонда, переданных в аренду.