РИА Рейтинг – 13 дек. В 2017 году российское машиностроение демонстрирует довольно неплохие результаты. По оценке экспертов РИА Рейтинг, суммарное производство во всех машиностроительных отраслях увеличилось за девять месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 4,4%, что стало самым высоким показателем для этого периода за последние четыре года.
Правда, от месяца к месяцу динамика производства была очень нестабильная – месяцы роста чередовались месяцами падения производства. При этом в последнее время колебания стали более резкими. Например, в июле спад производства в годовом сравнении составил 8,4%, а в сентябре зафиксирован рост на 15,8%. Такая скачкообразность в темпах роста свидетельствует о влиянии на результаты машиностроительного сектора временных факторов в виде разовых заказов.
Рост производства по итогам девяти месяцев наблюдался во всех пяти крупных машиностроительных секторах, состояние которых исследовали эксперты РИА Рейтинг – в автомобилестроении, в крупном энергетическом машиностроении, в сельскохозяйственном, железнодорожном и дорожно-строительном машиностроении.
По мнению экспертов РИА Рейтинг, рост производства в машиностроении в отчетном периоде обусловлен несколькими причинами. Отчасти это связано с фактором низкой базы, так как производство многих видов машиностроительной продукции в прошлом году достигло многолетнего минимума. В частности, это касается легковых автомобилей, некоторых видов строительной техники и пр.
Также важной причиной стал выход на положительную динамику инвестиций. По итогам девяти месяцев, инвестиции в основной капитал выросли на 4,2%. Данный фактор повлиял на увеличение спроса на инвестиционное оборудование, хотя одновременно с этим привел и к увеличению импорта в условиях укрепления рубля. При этом, кстати, экспорт машиностроительной продукции из России также стал расти по причине улучшения экономической ситуации в странах СНГ.
Кроме того, на результаты машиностроения повлиял возобновившийся рост потребительского кредитования. Это, прежде всего, положительно сказалось на производстве машиностроительной продукции, предназначенной для потребительского рынка, в том числе легковых автомобилей и некоторых видов бытовой техники.
Немаловажное, а, может быть, даже важнейшее значение имела и государственная поддержка. В частности, это касается программы субсидирования в сельскохозяйственном машиностроении, комплекса программ в автомобилестроении, налоговых послаблений для потребителей железнодорожной техники и др.
О важности госсподдержки свидетельствует, например, тот факт, что в третьем квартале на общем положительном фоне стала быстро ухудшаться динамика производства в сельскохозяйственном машиностроении. Так, производство зерноуборочных комбайнов сократилось по сравнению с третьим кварталом прошлого года на 2,6%, а производство тракторов для сельского хозяйства – на 13,6%.
Эксперты РИА Рейтинг связывают складывающуюся тенденцию именно с тем, что в третьем квартале господдержка для производителей сельхозтехники резко сократилась. Финансовые ресурсы, которые заложены в госбюджет для субсидирования производителей сельскохозяйственной техники на 2017 год (13,7 млрд руб.), были исчерпаны уже в течение первого полугодия. Поэтому, начиная со второго полугодия, госсубсидирование фактически закончилось, что сразу же отразилось на производственных результатах.
Не исключено, что прекращение или минимизация стимулирующих программ, например, в автомобилестроении также может привести к ухудшению динамики производства автомобилей, как этот случилось с производством сельхозтехники. При этом следует учитывать, что конкуренция со стороны импорта все больше набирает силу.
В связи с этим можно сделать вывод, что отечественное машиностроение пока не в силах самостоятельно сохранять стабильный рост. Для того, чтобы выйти из-под государственной опеки, нужны более сильные экономические стимулы, чем есть на данный момент – более высокие темпы роста инвестиций, строительства, потребительского спроса и пр. Однако, учитывая тот факт, что существенной активизации экономики, ни в этом, ни в следующем году не ожидается, меры госсподдержки машиностроителям остаются необходимым условием сохранения положительной динамики в отрасли.
Более детальный анализ трендов развития российского машиностроения по итогам девяти месяцев 2017 года приведены в бюллетене «Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги января-сентября 2017 года», подготовленном экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг».
Бюллетень распространяется по платной подписке. Для получения полной версии бюллетеня свяжитесь с нами: тел.: тел.: +7 (495) 645-6502, факс: +7 (495) 637-2746, e-mail: sales@rian.ru; podpiska@rian.ru, или оформите заявку по ссылке.
РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.
МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА Новости, Р-Спорт, РИА Недвижимость, Прайм, ИноСМИ. МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.