РИА Рейтинг – 18 мар. Ситуация в машиностроении стала ухудшаться довольно давно — одновременно с тем, как стала ухудшаться динамика инвестиций в стране, то есть с 2012 года, а с ноября 2014 года российский машиностроительный сектор стал демонстрировать непрерывную тенденцию спада.
Согласно оценке экспертов РИА Рейтинг, суммарное производство в трех машиностроительных отраслях снизилось в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 8,9%, что стало худшим показателем за последние шесть лет. В последний раз более глубокий спад наблюдался в 2009 году. Правда, тогда он был значительно сильнее — на 31,2%.
Основная причина сокращения производства в машиностроении — снижение внутреннего спроса. При этом спрос упал как на оборудование инвестиционного назначения, так и на технику, предназначенную для розничного рынка. Наряду с этим существенное негативное влияние на производственные результаты машиностроительного комплекса в 2015 году оказали высокие процентные ставки по кредитам, а также резкий рост рублевых цен на материалы, и прежде всего, на стальной прокат, который произошел из-за стремления внутренних цен к экспортному паритету.
Тем не менее, несмотря на негативный годовой результат, эксперты РИА Рейтинг отмечают, что в последние месяцы ситуация в машиностроении стала меняться к лучшему. Если в июле 2015 года темп спада достиг самого большого значения — почти 20% в годовом сравнении, то в четвертом квартале этот показатель был меньше 10%. При этом в некоторых машиностроительных подотраслях спад сменился ростом, что позволяет надеяться на улучшение динамики по итогам 2016 года.
Прежде всего, следует обратить внимание на начавшийся рост производства грузовых магистральных вагонов. В 2015 году выпуск этой продукции сократился очень существенно — более чем на 40% из-за низких арендных ставок и переизбытка рынка. Однако после введения техрегламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава», который ужесточил правила продления срока службы вагонов, началась массовая утилизация старых вагонов, что в свою очередь повысило спрос на новую продукцию. Уже в декабре 2015 года рост производства этой продукции в годовом сравнении составил 24,7%. При этом вступившее с 1 января 2016 года решение Правительства РФ о запрете эксплуатации грузовых вагонов с продленным сроком службы будет содействовать дальнейшему сокращению парка старых вагонов. В связи с этим можно предположить, что рынок грузовых вагонов уже в 2016 году превратится из избыточного в равновесный, а производство вагонов вырастет на 15-30%.
Также неплохие шансы на рост в 2016 году у сельскохозяйственного машиностроения. По итогам прошедшего года спад производства в этой подотрасли составил 14,3%. Однако уже в ноябре здесь был отмечен рост на 18,1%, а в декабре — на 26,8%. Такой результат был достигнут за счет резкого увеличения выпуска главной продукции подотрасли — сельскохозяйственных тракторов и зерноуборочных комбайнов. Выпуск последних в четвертом квартале увеличился в годовом сравнении на 44,2%. Одной из причин возобновившегося роста стала программа господдержки в виде субсидирования производителей сельхозтехники. Причем, если в 2014 году субсидии составляли 15% от цены техники, то с июня 2015 года эта цифра увеличена до 25%. При этом общий объем госсубсидий для производителей сельхозтехники в 2016 году может удвоиться с 5 млрд руб. до 10 млрд руб. По мнению экспертов РИА Рейтинг, рост производства в сельскохозяйственном машиностроении может составить в 2016 году около 5%.
Одним из наиболее серьезных негативных факторов для машиностроительного сектора в 2015 году стало резкое проседание автомобильного рынка, и эта проблема, скорее всего, будет актуальной и в 2016 году. Российское автомобилестроение продемонстрировало худший результат среди машиностроительных подотраслей в 2015 году, и в 2016 году отрицательная динамика здесь, по всей видимости, сохранится. Однако и в этой подотрасли можно отметить обнадеживающие тренды, которые смогут если не предотвратить спад, то, по крайней мере, существенно его замедлить.
Во-первых, программы господдержки автомобильного рынка, которые действовали в 2015 году, будут продолжать действовать и в 2016 году. При этом размер поддержки в рублевом выражении будет увеличен примерно на 15%. Если в 2015 году за счет этих программ было продано 600 тыс. автомобилей, то в 2016 планируется не менее 625 тыс. Во-вторых, эксперты РИА Рейтинг ожидают, что в 2016 году возобновится рост предоставления автокредитов, что также должно оживить потребительский спрос. В третьих, уже в конце 2015 года наблюдалось улучшение ситуации на рынке грузовых автомобилей, и эта тенденция может сохраниться в 2016 году.
Эксперты РИА Рейтинг надеются, что в 2016 году динамика производства в целом по машиностроительному комплексу улучшится за счет фактора низкой базы и поддерживающих мер правительства. При этом нельзя исключать и фактор импортозамещения, который в отношении машиностроения довольно инертен, а поэтому, если он и не сказался в полной мере в 2015 году, то может «выстрелить» в 2016 году.
Более детальный анализ трендов развития российского машиностроения по итогам 2015 года приведены в бюллетене «Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги 2015 года», подготовленном экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг».
Бюллетень распространяется по платной подписке. Для получения полной версии бюллетеня свяжитесь с нами: тел.: тел.: +7 (495) 645-6502, факс: +7 (495) 637-2746, e-mail: sales@rian.ru; podpiska@rian.ru, или оформите заявку по ссылке.
РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке состояния компаний, регионов, банков, отраслей и кредитных рисков. Основными направлениями деятельности агентства являются: присвоение кредитных рейтингов и рейтингов надежности банкам, предприятиям, регионам, муниципальным образованиям, страховым компаниям, ценным бумагам, другим экономическим объектам; экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.
МИА «Россия сегодня» - международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА Новости, Р-Спорт, РИА Недвижимость, Прайм, ИноСМИ. МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.