РИА Рейтинг - 18 сен. Итоги полугодия в машиностроительном секторе в целом неутешительные. Совокупный индекс производства в трех машиностроительных отраслях, согласно оценке экспертов Рейтингового агентства «РИА Рейтинг», составил 97.0% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
При этом из числа двенадцати машиностроительных подотраслей в девяти динамика производства была отрицательной. Самые большие темпы спада отмечены преимущественно в подотраслях, выпускающих инвестиционное оборудование – в производстве механического оборудования, в сельскохозяйственном машиностроении, в производстве оборудования специального назначения, в энергетическом машиностроении. Таким образом, основная причина спада – это ухудшение инвестиционного спроса в стране.
Вместе с тем потребительский спрос, как фактор, продолжает оказывать положительное влияние. Рост производства по итогам полугодия сохранился в тех машиностроительных подотраслях, значительная часть выпускаемой продукции которых ориентирована на потребительский спрос – в «производстве бытовых приборов», в «производстве изделий медицинской техники, средств измерений, оптических приборов и аппаратуры, часов», а также в «производстве автомобилей, прицепов и полуприцепов».
Впрочем, из числа этих трех подотраслей следует выделить автомобилестроение, которое вряд ли может похвастаться высоким спросом на свою продукцию в текущий момент. По данным различных официальных и неофициальных ведомств, продажи легковых автомобилей, грузовиков и автобусов в первом полугодии снижались, причем очень сильно. Производственная статистика также отрицательная – выпуск легковых автомобилей снизился на 2.7%, грузовых автомобилей – на 4.8%, автобусов – на 2.9%. Тем не мене в целом по подотрасли «производство автомобилей, прицепов и полуприцепов» рост производства в первом полугодии составил 3.8%.
Таким образом, динамика выпуска готовых автомобилей в отчетном периоде была в противофазе к динамике производства в автомобилестроении в целом, что довольно странно. Такой феномен наблюдается, пожалуй, впервые в истории. Причем этот феномен сказывается не только на подотралевой статистике, но и на статистике всего машиностроительного сектора. Именно за счет него во втором квартале спад производства в целом по машиностроению был сравнительно небольшим – всего 0.8%.
Как показывает более детальный анализ данных Росстата, доминирующее влияние на общую статистику автомобилестроения в первой половине текущего года оказало резкое увеличение производства кузовов для автотранспортных средств. Информацию по этой товарной продукции Росстат стал предоставлять сравнительно недавно – с 2010 года. В январе-июне выпуск кузовов составил 70.7 тыс. штук, что сопоставимо с общим объемом производства автомобильной техники. По сравнению с первым полугодием прошлого года рост производства кузовов составил 22%. Если же сравнивать с 2010 годом, то рост был шестнадцатикратным.
По предположению экспертов РИА Рейтинг, в данном случае речь идет об эффекте локализации производства иномарок. В свое время иностранные компании в рамках соглашений о промсборке обязались поступательно повышать степень локализации выпускаемой продукции. Сегодняшние данные Росстата как раз иллюстрируют плоды этих соглашений – выпуск готовых автомобилей снижается, но кузова для них все в большем количестве изготавливаются внутри России, что в конечном итоге положительно сказывается на общей статистике.
Вполне вероятно, что во второй половине года эффект локализации также будет оказывать положительное влияние. Плюс к этому запущенная в июле программа льготного автокредитования должна разогреть рынок легковых автомобилей. Кроме того сохраняются надежды на активизацию инвестиционного спроса. За счет этих факторов динамика производства в целом по машиностроительному сектору должна постепенно выровняться. По мнению экспертов РИА Рейтинг, спад по итогам года будет сравнительно небольшим – около 1%.