РИА Рейтинг – 6 дек. Доля расходов на продукты питания в структуре бюджетов семей является одним из важных социально-экономических индикаторов, характеризующих уровень жизни в том или ином государстве. Доля таких расходов в бюджетах семей существенно различается в отдельных странах, как и условия жизни населения.
В благополучных странах с высокими доходами и сравнительно невысокими ценами на продукты расходы на питание составляют не более 15% от потребительских затрат семьи. Остальные средства жители таких стран могут позволить себе потратить на развлечения, путешествия, посещение ресторанов, образование, одежду и прочее.
Население менее богатых стран вынуждено тратить на еду гораздо более значительную часть своих средств (до 40%-50% от потребительских расходов), т.к. уровень их благосостояния не позволяет расходовать существенные суммы на второстепенные, по сравнению с продуктами, ценности. В таких странах также наблюдается существенное влияние динамики продуктовых цен на уровень жизни населения - повышение цен приводит к росту и без того высокой доли затрат на питание, при этом, соответственно снижаются доли расходов на другие потребности.
Очередной рейтинг европейских стран по доле расходов на продукты питания в семейных бюджетах, подготовленный экспертами РИА Рейтинг, во многом подтверждает вышеприведенные предположения. Рейтинг был составлен на основе собранных официальных данных о бюджетах домашних хозяйств в государствах Европы по итогам 2015 года. Страны в рейтинге отранжированы в порядке возрастания доли расходов на продукты питания в структуре потребительских расходов семей. Для большей иллюстрации повседневной жизни европейских граждан в рейтинге приведены также данные по доле их расходов на табачные и алкогольные изделия, на посещение ресторанов, кафе и отелей, а также культурно-досуговые мероприятия.
Хлеб насущный
Лидером рейтинга по-прежнему остается Люксембург. Жители этого небольшого государства тратят на покупку продуктов питания лишь 8,6% своих расходов. При этом по сравнению с прошлым годом эта доля еще несколько уменьшилась. Далее располагаются Нидерланды с 10,0% совокупных расходов, замыкает тройку Великобритания с 11,0%. Также менее 12% расходов тратят на продукты жители Дании, Австрии, Норвегии и Швейцарии.
В целом следует отметить, что в большинстве случаев существует обратная связь между долей расходов на еду и таким показателем, как ВВП на душу населения, который является одним из главных индикаторов экономического развития страны.
Наибольшую долю в потребительских расходах на продукты питания имеют восточноевропейские страны, и в том числе, страны бывшего СССР. На последнем месте в рейтинге находится Украина, переживающая сложнейший период в своей постсоветской истории. Жители этой страны вынуждены тратить на еду более половины своих расходов. Высокая доля расходов на питание также отмечается в Казахстане и Молдове - более 40%.
Россия занимает в рейтинге 32 место, располагаясь между Болгарией и Литвой. По итогам 2015 года жители нашей страны тратили на еду 32% своих потребительских расходов, что на 3,5 п.п. больше, чем в 2014 году. Увеличение этого показателя за год произошло на фоне падения реальных располагаемых доходов населения на 4% и роста цен на продовольственные товары на 14%.
Однако отметим, что показатель 32% усредненный. В разных регионах нашей обширной и многонациональной страны в силу экономических и ментальных особенностей ее жителей доля еды в структуре потребительских расходов колеблется от 58,7% в Республике Дагестан до 24,1% в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (различие почти в 2,5 раза). Кроме названной Республики Дагестан существенную долю своих потребительских расходов на продукты направляют жители Республики Крым (48,5%), Республики Ингушетия (44,7%) и Республики Бурятия (43,7%). Всего же более 40% своих потребительских расходов тратят на еду жители 9 субъектов РФ.
Наименьшую долю в потребительских расходах расходы на продукты составляют в Ханты-Мансийском автономном округе (24,1%), Ямало-Ненецком автономном округе (25,1%), в Республике Татарстан и в Московской области (по 25,9%).
В немалой степени доля затрат на продукты питания в разрезе регионов зависит от уровня благосостояния, но немаловажное значение имеют также уровень цен на продукты, исторически сложившиеся традиции быта в том или ином регионе.
Вредные привычки и развлечения
Эксперты РИА Рейтинг также проанализировали долю расходов на «вредные привычки», а именно — какую часть своего бюджета граждане европейских стран тратят на алкогольные напитки и табак.
Самую низкую долю расходов на эти товары имеют Люксембург, Кипр и Молдова. В перечисленных странах жители тратят на алкоголь и табак не более 1,5% от потребительских расходов.
Наиболее высокая доля расходов отмечается в восточноевропейских странах - в Румынии (7,8%), Сербии (4,6%) и Болгарии (4,4%).
Россия располагается в середине рейтинга, занимая 22 место из 40. В семейном бюджете наших соотечественников траты на алкогольную продукцию и табак составляют 3%, ближайшими соседями являются Чехия и Словакия. Такую позицию нашей страны, вероятно, можно объяснить относительно невысокими ценами на алкоголь и табак.
Доля затрат семейного бюджета на кафе, рестораны и отели, также определенным образом свидетельствует об уровне жизни в той или иной стране. Как правило, чем выше этот показатель, тем благополучнее условия жизни. Однако некоторое влияние на расходы жителей стран на питание вне дома оказывают и исторические привычки населения.
Самая большая доля затрат на общественное питание и гостиницы в структуре расходов семей наблюдается в Швейцарии – 10,6%. На втором месте Португалия – с 10,4%, на третьем – Греция с 9,9%. Россия по этому показателю располагается в нижней части рейтинга с долей расходов на рестораны и отели в 3,5% (3,6% год назад). Практически такую же долю имеют Норвегия и Македония.
Наименьший показатель в Европе по расходам на кафе и рестораны зафиксирован у жителей Румынии – 1,4%. Следом расположились их соседи - жители Молдовы – 1,7% и украинцы – 2,4%.
Экспертами РИА Рейтинг был рассмотрен также показатель доли расходов в семейных бюджетах европейских стран на досуг и культуру. Доля таких расходов также напрямую зависит от уровня доходов населения. Наибольшую долю расходов на культуру, досуг и развлечения имеют благополучные западноевропейские страны - Швеция (18,7%), Великобритания (13,0%) и Австрия (11,5%). Причем у первых двух стран доля расходов на досуг и культуру даже превышает долю расходов на еду.
Самую низкую долю в 1,4% демонстрирует Молдова. Также низкий показатель имеют Украина (1,8%) и Македония (2,5%). Причем жители Украины тратят на алкогольные напитки и табак в 2 раза больше средств, чем на культуру и досуг.
Россия по доле расходов на досуг и культуру находится в середине списка европейских государств с показателем в 6,7%. Эта доля снижается - в прошлом году она составляла 7,1%. Примерно такую же долю имеют Словакия и Польша.
Интересно также рассмотреть суммарную долю расходов европейских граждан на «вредные привычки» и развлечения (сумма всех представленных в рейтинге показателей за исключением расходов на еду). В данном случае лидерами с наибольшей долей трат являются Швейцария (23,5%), Великобритания (23,0%) и Австрия (20,7%). Примечательно, что в первой десятке наряду с развитыми европейскими государствами находится и Эстония (19,0%).
Меньше всего в структуре своего бюджета отводят на «вредные привычки» и развлечения жители Молдовы, Украины и Македонии — 4,5%, 8,0% и 9,5%. Нижняя часть представлена преимущественно странами из бывшего СССР и бывшего советского лагеря. Исключением стала, как ни странно, Италия, занявшая 32 место с 11,8%. По всей видимости, итальянцы при их достаточно высоких доходах, не любят платить за развлечения или расслабляются как-то иначе, чем соседняя с ними Швейцария. Россия в данном случае разделила с Румынией 27-28 место (13,2%).
В целом, структура расходов семейного бюджета в масштабах стран со временем меняется незначительно, за исключением случаев серьезных экономических изменений. В ближайшее время эксперты РИА Рейтинг существенных перестановок в рейтинге не ожидают, во всяком случае, в нижней и верхней его частях. Для России в следующем году можно ожидать некоторого снижения доли расходов на продукты питания, что будет обусловлено прогнозируемым замедлением темпов снижения доходов населения на фоне относительно невысокой инфляции.
РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке состояния компаний, регионов, банков, отраслей и кредитных рисков. Основными направлениями деятельности агентства являются: присвоение кредитных рейтингов и рейтингов надежности банкам, предприятиям, регионам, муниципальным образованиям, страховым компаниям, ценным бумагам, другим экономическим объектам; экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.
МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА Новости, Р-Спорт, РИА Недвижимость, Прайм, ИноСМИ. МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.